Практические шаги по реализации стратегии по сохранению и развитию татарского языка и культуры. Часть вторая.

Для московских татар сохранение родного языка стоит особенно остро, поэтому Штаб татар Москвы на своей площадке старается внедрять все возможные методы для создания языковой среды. Вашему вниманию продолжение начатого в предыдущем номере списка шагов, необходимых для решения насущных проблем.

21. Регулярные обучающие тренинги-семинары для преподавателей татарского языка и воспитателей татарских групп в детских садах по развитию татарской идентичности. Государственная программа дополнительного обучения, которая сделает из них носителей культурно-языкового кода нации.

22. Трансляция истории татар на ТВ и радио в необычных, творческих форматах, конкурсы на эту тему для блогеров, студентов, школьников: расскажи историю интересно.

23. Специальный набор для рожениц-татарок в родильных отделения: электронные носители с детскими песнями, сказками, стихами, мультфильмами на татарском языке, наборы карточек и книг для начального обучения языку. Важно создавать языковое пространство с первых дней жизни малыша.

24. Привлечение старшего поколения к созданию аудио фонда сказок и рассказов для детей. Можно привлечь татар к поиску таких бабушек в деревнях, которые искусно рассказывают сказки или поют колыбельные, это могут быть как простые люди, увлекающиеся фольклором, так и актеры старшего поколения.

25. Возвращение правильного традиционного образа татарской женщины, привитие этого образа девочкам с раннего детского возраста. Для этого используется визуальный ряд, это и благопристойная мода, театр, кино, музыкальные концерты, в которых будет транслироваться и внешний облик, и, конечно, значение роли женщины в воспитании будущих поколений.

26. Формирование параметров нового понимания мира, морально-этических и культурных принципов личности, татарина, это глобальная и актуальная задача, но решать ее можно, начиная и с небольшой деревни, если будут энтузиасты и поддержка. Изменения в отдельной личности, группе, сообществе будут импульсом для развития нации.

27. Поощрение инициативы обычных людей, если идея продвигает решение задачи предыдущего пункта. Необходимо заинтересовать рядового татарина включить свой креативный потенциал, понимание своей ценности для сохранения народа, частью которого он является. Такой брейнсторминг в масштабах всего этноса.

28. Сотрудничество с тюркскими странами в самом широком смысле слова. Создание принципиально новой идеологической и цивилизационной общности с тюрко-язычными народами, единого идеологического пространства, научного сообщества.

29. Идеология на уровне республики, государства для моральной мобилизации людей на созидание, творческое мышление, пробуждение и желание сохранить и передать богатство своего народа детям и внукам.

30. Постепенное внедрение в предпринимательское сообщество принципов исламской экономики: этические и нравственные нормы, развитие полезных видов народного хозяйства, благотворительности, справедливого и бережного использования ресурсов.

31. Формирование гражданской и социальной идентичности школьников и студентов через инструменты благотворительности, участие в региональных социальных проектах и знакомство с жизнью и культурой татарских деревень и сел.

32. Образовательная программа для молодежи, привлекающая выпускников-татар в Татарстан. Поступление на особо востребованные специальности только по знаниям, с условием изучения татарскому языку в течение первых 2-3х лет обучения и работы в РТ в течение 5 лет после диплома. Предоставление комфортных общежитий татарской молодежи решит вопрос создания молодых семей.

33. Развитие культуры коллективных татарских танцев с детского сада до вуза (так называемые социальные танцы существуют у многих народов, объединяя разные поколения).

34. Республиканская (и в перспективе по всем регионам) татарская спортивно-познавательно-образовательная игра по типу «Зарницы», направленная на развитие многосторонних навыков – от ориентирования на местности до стихосложения на родном языке.

35. Государственная поддержка и развитие национального вида спорта, например, борьбы көрәш и вывод такого спорта на более высокий уровень. Есть, например, тайский бокс, капоэйра, лапта, городки и т.п.

36. Глубокое изучение и адаптация международного опыта по сохранению языка и культуры, например, опыта еврейского народа, и использование лучших подходящих методов в Татарстане и местах компактного проживания татар.

0

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Гульнара Яруллина

26,4

Организатор и администратор Штаба Татар Москвы.

Комментарии: 2Публикации: 631Регистрация: 12-03-2018

Гульнара Яруллина

Организатор и администратор Штаба Татар Москвы.

Добавить комментарий

Войти с помощью: