Работа над ошибками, или Что надо изменить в современных школах Национальный конгресс татар продолжает марафон пошколам, колледжам и вузам

Работа над ошибками, или Что надо изменить в современных школах

Национальный конгресс татар продолжает марафон пошколам, колледжам и вузам

 

У московского штаба татар насчитывается более 150 активистов, которые осенью проводят массовый объезд образовательных учреждений, встречаясь с учителями, директорами, студентами, школьниками и их родителями. Чаяния и думы общественников связаны в первую очередь с проблемами изучения национальных языков, культуры, традиций. Однако в беседах и встречах, на чаепитиях и совместных мероприятиях выявляются и другие тенденции, которые заботят активистов НКТ не меньше, а может даже и больше. О них подробно рассказал президент НКТ Рустэм Ямалеев.

Анекдоты про Вовочку, феминизация образования и поток мигрантов

В начале учебного дня перед каждой школой шумно и многолюдно. Детишки утром вприпрыжку бегут за знаниями. В этот момент интересно наблюдать за ними, за современными школьниками. Кого-то привозят на иномарке, кто-то приезжает на машине поскромнее, большинство приходят пешком. Младшеньких провожают родители, доводят до ворот школы и отдают их учителям в надежде, что они духовно и умственно обогатятся.

Надежды эти в последнее время все чаще рассматриваются через призму статуса учителя. По мнению многих педагогов, проблема школы постсоветского периода в том, что статус этот стремительно падает на самое дно. К сожалению, во многом это зависит от самих родителей, которые относятся к школе и педагогам потребительски, при детях позволяя себе обсуждать действия, поступки, работу и даже внешность учителя. У многих семейфинансовое состояние выше, чем социальное положениеучителя, и это, как им кажется, дает право на любые высказывания в отношении педагогов, а некоторые и вовсе позволяют себе «учить ученого», то есть педагога. Многие даже не пытаются возвысить авторитет учителя, привитьуважение у ребенка к педагогу, не говорят о его работе с уважением или восхищением. Можно сказать, чтобесконечные анекдоты про Вовочку уже полностью перекочевали в жизнь и стали страшной реальностью.

Еще одна проблема, которой поделились педагоги — феминизация отечественного образования. Она является причиной целого ряда проблем: буллинга, образования криминальных группировок, гендерныхвзаимоотношений. Отчасти это связано с тем, что оплата труда в школе не подходит мужской части общества, потому что прокормить всю семью на нее редко представляется возможным. Из-за этого в школе мужчин можно встретить только на двух должностях – директора и физрука. Да и их все чаще заменяют женщины. Между тем, есть даже такое выражение: школа без мужчины – как неполноценная семья. Кстати, и семьи сейчас все чаще либо неполные – без отцов, либо семейная модель больше походит на матриархат. На родительские собрания чаще всего приходят мамы, а отцы – редкий случай. И получается, что женщины задают тон в воспитательном процессе и дома, и в школе.

Нехватка мужчин в школе – полбеды. А вот нехватка предметников – это уже трагедия. Директора в беседе с главой НКТ сетовали на то, что катастрофически не хватает учителей математики, физики, русского языка. Не все решаются брать классное руководство. Все дело опять же в отсутствии престижа, безденежье и бумажной волоките. Поэтому совершенно очевидно, что настало время поднимать статус учительской профессии, создать четкую и понятную шкалу оплаты труда, премий, наград. А также проводить разъяснительно-воспитательную работу с родителями, чтобы менять их менталитет, чтобы в семье воспитывалось уважительное отношение к педагогической профессии.

В последние 5-10 лет в школах Татарстана появилась новая тенденция, связанная с потоком мигрантов. Таджики, узбеки, казахи, приезжая на заработки в республику, создают семьи. И в начальной школе уже довольно много детей от совместных браков. Менталитет этих детей несколько отличается от российского. Только в Нижнекамске на сегодня насчитывается 7 тысяч трудовых мигрантов, которые приехали на заработки. Тенденция эта будет со временем проявляться все явственнее, число детей от смешанных союзов будет расти, а значит, нужно решать по каким методикам с этими детьми заниматься. При организации учебного процесса этот момент необходимо учитывать.

Укрепим дух молодежи

Как и чем измерить тот колоссальный труд и объем знаний, которые учитель ежедневно вкладывает в своих подопечных? И как при этом не упустить детей, чтобы все они были в поле их внимания, чтобы учителя знали, чем они живут и дышат? Особенно сейчас, в наше непростое время, учитывая круглосуточную работу аппарата чуждойпропаганды, растлевающей неокрепшие молодые души и умы. Учителя в этом смысле оказываются на переднем крае защиты традиционных нравственных ценностей, служат духовным компасом среди минных полей и дроновзападного влияния.

Чтобы укрепить дух молодежи, она должна больше времени уделять чтению полезной классической русской и татарской литературы. Но надо признать, что школьники и студентыпочти перестали читать книги. Если раньше в классе на перемене дети обсуждали повести и романы, делились своими мыслями, восхищались или осуждали героев, то сейчас этого нет. А ведь в Челнах, Казани и Нижнекамске есть писательские объединения. И авторы произведений могли бы приходить в школы, выступать перед учениками, и школьники будут видеть перед собой живого писателя, а не изучать их по портретам. В смутные времена очень важно, чтобы через искусство, творчество, литературу с патриотическим уклоном вырабатывать правильные ориентиры и жизненные установки для молодого поколения.

В старшей школе классным руководителям необходимо создавать дружелюбный климат в классе, организовывать культурные выезды, прививать любовь к искусству. Чтобы возле классной мамы ученики и после окончания школы, спустя 5-10 лет, хотели собраться вместе, вспомнить насыщенную школьную жизнь, провести интересные мероприятия, помогать друг другу.

Современная молодежь почти не ходит в национальные театры, совсем не интересуется этим видом искусства. Но если молодежь не идет в театр, значит, театр должен прийти к молодежи. Потому в Национальном конгрессе татар решили создать пилотный проект, открыв в нескольких школах театральные кружки. Так в Штабе татар хотят попытаться поднять татарскую национальную тему, заинтересовать ею молодых людей.

В советское время популярным был телесериал «Рожденнаяреволюцией» о создании и истории советской милиции, которой приходилось работать в смутное послевоенное время. В таких сериалах сейчас нуждается общество – вне зависимости от национальности и вероисповедания. К слову, и русская культура сейчас не в почете: забывается русский фольклор, традиции, праздники, обычаи. И это тоже предназначение школы – не потерять самобытность русской нации, популяризировать русские праздники, традиции.

Полтора года назад появился новый термин – релоканты, это те, кто уехали на Запад – в Грузию, Турцию. Но пошел и обратный процесс релокации — многие вернулись, поняв простую истину, что на Западе они особо не нужны. И миссия педагогов в том, чтобы настраивать детей на работу в своей стране, чтобы дети мечтали свою страну превратить в цветущую Россию, чтобы они могли здесь раскрыть свойталант, а знания применять на родной земле.

Да, наверное, стоит признать, что мы многое упустили в воспитании подрастающего поколения за последние 30 лет, пустив все на самотек. Но ругать молодежь мы не можем – она отражение нашего времени. Даже в период Римской империи и Древнего Китая молодых людей называли бездельниками, всячески ругали и требовали измениться. Об этом свидетельствуют найденные во время раскопок древние документы, письма. Но, живя в 21 веке, не стоит уподобляться в этом своим предкам – мы не должны жаловаться, а общественникам и педагогам необходимо выковывать у молодежи стремление ставить серхзадачии и добиваться сверхдостижений.

Особая атмосфера

Рустэм Ямалеев за один месяц объездил более 30учреждений. Побывал в многопрофильном колледже, который готовит специалистов по рабочим профессиям – слесарей, электриков, сварщиков. В актовом зале собралосьболее 300 человек — будущий пролетариат, рабочий класс. Вбеседе со студентами глава НКТ настраивал их на то, чтобы молодые люди старались принести пользу обществу, чтобы жили по табеевским заветам, были патриотами своей страны.

Продуктивные беседы прошли также в Нижнекамском химико-технологическом институте. Это единственный государственный вуз в Нижнекамске, гуманитарном колледже, филиале Ижевского финансово-юридического колледжа, где готовят кинологов, будущих работников МВД, органов следствия. Повторно по просьбе студентов прошлавстреча в колледже им. Королева.

Прежде чем идти в школы и вузы с лекциями, темы бесед обсуждаются на Координационном Совете Штаба татар Москвы. В него входят 10 героев интернациональных войн, более 20 уважаемых генералов, аксакалы штаба, один из которых известный певец Бедрос Киркоров, ученые, общественники и активисты. Они дают ценные советы, назидания, темы для обсуждения с подрастающим поколением. Молодые активисты штаба ездят в родные города Башкирии, Мордовии, Самару, Пензу, Саратов, где также проводят встречи с детьми, обсуждают насущные темы. Их язык более доходчивый, нет большого разрыва между поколениями, и такие беседы имеют большую пользу для обеих сторон.

В штабе татар стараются, чтобы со школьниками получился живой душевный разговор. Рассказывают о жизни ФикрятаТабеева и его вкладе в становление и развитие Нижнекамска и Набережных Челнов. Просят задуматься о своей мечте – кем они видят себя через 3, 5, 10 лет. В ходе беседы учащиеся узнают, что такое «Штаб татар Москвы», чем занимаются активисты татарского движения молодёжи, что такое землячества и для чего они нужны, что обсуждают в «Женском клубе». Школьники с подобных встреч уходят воодушевленные, с горящими глазами.

Особая атмосфера царила в чувашской гимназии-интернате №34 — единственной в Татарстане, где преподают чувашский язык. В ней учится 350 детей, из них всего 70 -чуваши. На высоком уровне в гимназии организовано преподавание четырех языков – чувашского, татарского, русского, английского. В интернат с удовольствием отдают своих детей и русские, и татары, так как доверяют педагогам, ценят статус учреждения. Дети разных национальностей участвуют в чувашских праздниках, концертах, изучают чувашскую культуру, одежду, фольклор.

Однако такие школы – скорее исключение из правил, и это большое упущение национального сектора образования. Что уж говорить, если даже на татарском языке предметы преподаются далеко не во всех татарских гимназиях. А языки «малых народов» вовсе рискуют бесследно исчезнуть. В НКТ выражают слабую надежду на то, что в национальных регионах – Удмуртии, Башкирии, Чувашии, Марий Эл – по инициативе малого бизнеса, неравнодушного к языковым и культурным проблемам, начнут создавать частные школы и детские сады для сохранения и популяризации национальных культур и традиций. Вся надежда на энтузиастов, которые, к счастью, есть.

Рустэм Ямалеев вспомнил, как Всемирный конгресс татар год назад организовал экскурсию в два татарских района в Чувашии. Эти деревни отличает то, что количество жителей в них растет, и молодежь из деревни не уезжает. Это в первую очередь объясняется сильным влиянием ислама – все жители татарских деревень ходят в мечеть. Кроме того, в них царит особый микроклимат – жители активно занимаются каждый своим делом, развивают сельское хозяйство и не ищут счастья на стороне – в больших городах. Именно поэтому следующий этап встреч со школьниками глава НКТ намерен проводить в сельских школах, чтобы воспитывать у детей чувство любви к малой родине, чтобы культивировать желание выращивать свой урожай, возделывать свою землю.

Перемен требуют наши сердца

Человек – продукт воспитания, но этот процесс должен иметь преемственность, чтобы результаты удовлетворяли современным потребностям общества. 95% учеников попадают в школу из детского сада, поэтому между ними, а также между школьными блоками должна быть взаимосвязь, в том числе и преподавании истории, языков, культурных дисциплин.

После личной беседы с мэром Нижнекамска РамилемМуллиным глава НКТ был поражен тому, насколько он осведомлен о проблемах нижнекамских школ, знает каждого директора поименно, где какая ситуация, какие проблемы. Начальник управления образования города Айдар Гарифуллин также очень неравнодушный человек, переживает о нехватке учителей, о других школьных проблемах. Но несмотря на это у руководства очень позитивный настрой, в администрации города и района уверены, что все проблемы решаемы, они верят в своих директоров, педагогов и очень дорожат ими.

Хорошо, что в школах сейчас занятия начинаются с гимна, поднятия флага. Это способствует формированию гражданственности у молодежи. Но в образовательном процессе учителя в школах излишне политкорректны. В школе, например, сейчас не обсуждаются предатели родины, хотя это с началом СВО многие уехали на Запад и оттуда поливают грязью своих же соотечественников. Всем, чего они добились, релоканты обязаны России, но при этом они смеют обращаться к молодежи и затуманивать ей головы. Кто как не учитель может назвать их предателями.Объяснить детям, что такое хорошо и что такое плохо?

Хочется, чтобы и взрослые задумались над тем, какими они хотят видеть своих детей. Распоясанными, в наколках, с покрашенными волосами, с западной моралью и наклонностями? Или мы все же хотим, чтобы они сохранили наши традиции и передали их следующим поколениям, уважали старших, поддерживали тех, кто нуждается в помощи? Поэтому каждый директор и каждый родитель должны решить, что положить на чашу весов и в каких пропорциях – железную дисциплину или демократичные методы воспитания?

Безусловно, каждый учитель хочет, чтобы его ученики показали высшие баллы на ЕГЭ, чтобы его предмет знали лучше других. Но может пора ставить цель воспитывать просто хороших людей, отзывчивых, неравнодушных? Кто и как должен прививать эти качества детям? Ведь, к сожалению, нельзя прийти в магазин и попросить взвеситькилограмм доброты, полкило благотворительности, а на сдачу дать отзывчивость, преданность и уважение к людям.

Все помнят известную песню Виктора Цоя «Перемен требуют наши сердца». Сейчас в таких переменах остро нуждается образование – они должны произойти в системе ценностей и взаимоотношений между родителями, школой, детьми, детсадом. Нельзя быть равнодушными, особенно общественникам, взявшимся за сохранение татарского языка и культуры. Они обязаны выступать в школах, видеть их проблемы, приглашать на встречи Героев Советского Союза, Героев соцтруда, орденоносцев, солдат, вернувшихся с СВО. В этом случае вместе можнопротивостоять западной пропаганде. Ведь нынешние школьники через 30 лет будут основой общества, основой страны.

 

Пресс-центр Национального конгресса татар

0

Автор публикации

не в сети 12 месяцев

Гульнара Яруллина

26,4

Организатор и администратор Штаба Татар Москвы.

Комментарии: 2Публикации: 631Регистрация: 12-03-2018

Гульнара Яруллина

Организатор и администратор Штаба Татар Москвы.

Добавить комментарий

Войти с помощью: