НКТ подводит итог Сабантуям: от Федерального до Триумфального.

Закончился период Сабантуев. В Национальном конгрессе татар и тюркских народов обсудили их итоги, определили образцово-показательный и предложили неожиданные форматы на следующий год.

Так повелось, что представители НКТ посещают все Сабантуи и в этом году успели побывать на Федеральном, Сельском, Городском, Шахтёрском, Приволжском, а также в Нижнекамске, в Набережных Челнах, в Тукаевском и Заинском районах Татарстана. Обширная география позволяет делать сравнительный анализ и общие выводы, главный из которых не забывать, что Сабантуй – это татаро-башкирский национальный праздник, а значит на татарских сабантуях должно бытьбашкирское подворье, рассказывающие о культе, укладе и образе жизни башкир, а на башкирских – татарское.

Очень интересный опыт достойный дальнейшего широкого применения впервые был продемонстрирован на Сабантуе в Нижнекамске, где на соседней площадке автономно был организован детский Сабантуй с такими же соревнованиями и конкурсами, а также детскими розыгрышами и юмором. Этот пример хорош еще и потому, что проведением Сабантуев, мы стараемся привить подрастающему поколению трепетное отношение к традициям предков, национальной культуре и языку. Самый эффективный метод – это прививание с детства, что и было начато в Нижнекамске и обязательно должно получить своё развитие по всей стране.

Идеология национального развития, воспитание духовности у детей и молодежи должны красной линией проходить через все Сабантуи. Знание и сохранение древних обычаев, включая десять традиционных на Сабантуя спортивных состязаний, среди которых скачки, борьба куреш, бой с мешками, подъём по шесту, перетягивание канатов, армрестлинг, должны стать частью обязательной программы. Также в программе должен быть блок молодежных игр и конкурсов, стимулирующихзнакомства, а также татарская и башкирская дискотеки. Если вспомнить, в старину после Сабантуев часто засылали сватов, а к местному имаму формировалась очередь на никях.

В НКТ уверены, что Сабантуи не должны зависеть от наличия спонсоров и что государству необходимо взять на себя расходы по организации и проведению не только Федерального Сабантуя, но и всех других, где местные татарские сообщества могут разработать соответствующую программу.

Недостатком всех Сабантуев сегодня является отсутствие костюмированности и национальной атрибутики. Участники праздника приходят в повседневной одежде, реже в тюбетейке хоть как-то приобщающей их к общему национальному колориту. На Сабантуях нужно вводить дресс-код потому, что нужны и тюбетейки, и национальные костюмы, считают в НКТ и предлагают продавать их на всходе за символические деньги, а кому и дарить, если речь идёт о малообеспеченных гражданах. Надо признать, что майки и джинсы нарушают национальную атмосферу Сабантуев.

Нарушить Сабантуй может не только несоответствующая одежда, но и погода. Был случай, когда в Москве не состоялся Сабантуй именно из-за погоды. А ведь в столице восемь подходящих для этого праздника прекрасных мест и можно было бы составить некий график на месяц с датами Сабантуев в этих парках и тогда точно погода не станет москвичам помехой. Татары тесно связаны с Москвой, с её историей становления и развития и будучи государствообразующей нацией конечно же хотят приблизить москвичей и гостей столицы к своему фольклору и традициям через национальный Сабантуй. Также проведение Сабантуев целесообразно и в подмосковных городах с численностью населения более двухсот тысяч, чтобы люди ближе узнали татарскую культуру и обычаи, услышали песни и увидели пляски. Всё это будет способствовать взаимному культурному обогащению, взаимопониманию, согласию между народами, межнациональному миру и дружбе.

  Изначально Сабантуй был праздником окончания сбора урожая и дословно переводится, как праздник плуга. Возможно, поэтому частыми победителями состязаний и конкурсов становятся батыры с крестьянскими профессиями. Например, Сабантуй Заинского района Татарстана первенство всегда отдаёт механизаторам или хлеборобам. А в Набережных Челнах и Нижнекамске побеждают борцы. Таким образом празднование Сабантуя еще и воспитывает у детей и молодежи уважение к рабочим профессиям и крестьянскому труду.

Говоря о национальном виде борьбы куреш, как об одном из основных видов состязаний на Сабантуях, нужно отметить, что в разных регионах она имеет разные особенности и правила, которые целесообразно было бы привести к одному знаменателю, к единому стандарту, что можно было бы сделать в рамках всё той же официальной Федерации борьбы на поясах. Также было бы правильно разделить ковры на любительский и профессиональный, в первом случае соревнуются местные борцы, а во втором – спортсмены из любых регионов страны, а судят состязания в обоих случаях профессиональные судейские команды. Возможно, при условии наличия достаточного количества желающих, можно сделать молодежные и даже детские состязания. Куреш национальная татаро-башкирская борьба, которую надо популяризировать, развивать и выводить на уровень массового вида спорта.

Этот праздник особенно любит старшее поколение и ждёт его целый год. Старейшинам и аксакалам бывает обидно если из-за дальнего расстояния не получается побывать на Сабантуе. Поэтому НКТ обращает особое внимание руководителей муниципальных образований на необходимость бесплатной доставки на Сабантуй всех желающих даже из самых отдаленных населенных пунктов. Все должны иметь возможность стать его участниками и разделить радость этого праздника. Многие до сих пор вспоминают, как Президент России В. В. Путин доставал монетку из крынки с катыком, а его предшественник Б. Н. Ельцин с завязанными глазами разбил горшок. Всё это формирует незабываемое настроение, добрую память и бережное отношение к национальным традициям.

В тоже время нельзя топтаться на месте и не учитывать новые актуальные тенденции. К примеру, невероятный подъём переживает духовное возрождение, люди массово возвращаются к вере, а, значит, и Сабантуй должен учитывать этот аспект и делать частью программы, к примеру, конкурс татарской мусульманской одежды. Не стоит забывать и про православных соплеменников – кряшен, предоставляя для них на Сабантуях отдельную площадку.

Несмотря на общенациональную любовь к Сабантуям, есть отдельные руководители муниципальных образований и в Татарстане, и в Башкортостане, которые к своей работе в этом направлении относятся халатно, формально и без особого желания. Сабантуи проводят для галочки, своих национальных борцов, не говоря уже о борцовских командах, не имеют, с аксакалами в своей работе не советуются. Таких чиновников не заботит национальное развитие, а только собственное теплое местечко. В НКТ уверены, что такие «управленцы» не должны стоять у руля власти даже на самом первичном уровне, республиканское руководство должно включить в оценочные рейтинги позиции, касающиеся успешности в сохранении культуры, традиций, языка и в целом татарской нации.

Вместе с тем общая ситуация с Сабантуями очень даже позитивная. Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно больше анализировать и, возможно, даже издать некую инструкцию по организации и проведению Сабантуев, которую могли бы сделать нижнекамцы потому, что их Сабантуй, как раз таки является образцово-показательным, за что главе Рамилю Муллину, как говорится, бик зур рәхмәт. Продумано всё до мелочей, полностью костюмированы даже участники, новшество – детский Сабантуй, прекрасная организация и в плане логистики – на праздник доставлены все желающие. Остаемся только посоветовать Рамилю Хамзовичу на следующий Сабантуй пригласить всех глав районов, чтоб они переняли этот бесценный организаторский опыт. 

Однажды Президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов сказал, что национальная работа по сохранению культуры, традиций и языка держится на энтузиастах. Р. Х. Муллин в числе тех самых энтузиастов, о которых сказал Раис Татарстана и задаёт всем высокую планку организации национально ориентированной работы.К слову Р. Н. Минниханов недавно вернулся из поездки по Монголии, по итогам которой сделал много выводов и даже провёл специальное совещание. В частности, Президент Татарстана обратил внимание на трепетное отношение монголовк своей истории и древним традициям, которые они от мала до велика свято чтят. В этой связи, на Сабантуях важно демонстрировать национальную сплоченность, где наравне с рядовыми его участниками должны присутствовать именитые деятели культуры, учёные, депутаты и сенаторы – все вместе в едином национальном порыве.

Сабантуй не должен ограничиваться территорией Российской Федерации, а стать, своего рода, международной презентацией татарской нации, её культуры, традиций, обычаев и языка. Сабантую нужна география городов и стран Европы, Азии, Востока – везде, где есть интерес к татарской национальной культуре. При этом нельзя забывать про новые российские регионы, которым нужно всемерно содействовать в становлении этого древнего праздника, в формировании привычки его ежегодного проведения. Кто знает, может первый праздник совпадёт с победным окончанием СВО и его можно будет назвать Триумфальный Сабантуй.

Пресс-служба Национального конгресса татар и тюркских народов

 

 

0

Национальное бедствие: кто виноват в потере 600 тысяч татар и что делать?

Результаты переписи населения поделили жизнь татарской общественности на до и после. Татар за 10 лет стало меньше на 600 тысяч человек. Многие считают статистику подтасованной, но данные заставляют задуматься о том, в правильном ли направлении движется развитие татарского общества? И если такие тенденции к сокращению численности тюркских народов действительно есть, то не вымрет ли нация татар через 30-40 лет? Активисты Национального конгресса татар уверены, что не стоит опускать руки. Они готовы предложить свои идеи и приложить все усилия, чтобы результаты следующей переписи не стали новым поводом для серьезного беспокойства.

Немного шокирующих цифр

Как гром среди ясного неба разрезала инфопространствоудручающая весть. По официальным данным Росстата, число татар в стране сократилось с 2010 года почти на 600 тыс. человек, а носителей татарского языка стало меньше и вовсе на 1 миллион. Если в 2010 году татарами себя указали 5 310 649 человек, в 2021-м — 4 713 669.

При этом в самом Татарстане представителей татарской нации прибавилось на 3,9%  — до 2 091 175 человек. Но в других регионах России татары демонстрируют отрицательную динамику. В соседнем Башкортостане их стало меньше миллиона — за 10 лет численность упала на 34 762 человека — до 974 533 человек. А число регионов, где татары перешагнули психологическую отметку в 100 тысяч человек, сократилось почти в два раза – с 11 до 6 (собственно сам Татарстан, Башкортостан, Тюменская, Челябинская, Оренбургская и Ульяновская области). В Тюменской области татар стало на 19% меньше, в Челябинской — на 33%, в Оренбургской — на 23%, Ульяновской — на 26%, Самарской — на 25%, Свердловской – на 35%, Пермском крае — на 20%, а в Москве — сразу на 43%.

Есть робкая надежда, что среди 16 млн человек, которые во время переписи населения не указали свою национальность, и скрылись те самые «пропавшие без вести» 600 тысяч. Но истинное их число сейчас очень сложно просчитать – даже демографам.

Фальсификация и ассимиляция

Реакция татарской общественности на эту обескураживающую статистику последовала незамедлительно. Итоги переписи отказался признавать Союз татарской молодежи «Азатлык». Председатель союза Наиль Набиуллин полагает, что цифры нарисовали и они не соответствуют действительности. У организации возникли вопросы как к самой процедуре переписи, так и к подсчетам. Да и в целом Набиуллин высказался о том, что «в стране прослеживается тенденция к искусственному приуменьшению численности нерусских народов. При этом,власть в Татарстане фактически дистанцировалось от решения демографического и национального вопросов. Национальное образование подменили песнями и плясками ради отчетов, целенаправленной системы работы с татарами за пределами Татарстана нет, как нет и своей системы образования.

Свои тезисы озвучил Всемирный конгресс татар, высказавшись устами руководителя исполкома ДанисаШакирова, который во всем обвинил ковид. В период пандемии два раза переносились сроки проведения переписи, кроме того, многие люди, особенно пожилые, опасаясь заражения, просто не открывали переписчикам двери. Отсюда и такое расхождение с реальными цифрами — по мнению ВКТ, реальное число татар составляет не 5,5 млнчеловек.

Политолог и общественный деятель Руслан Айсин считает, что дело совсем не в ковиде и не в миграции. Он назвал перепись фальсификацией со стороны российских чиновников. «Они каждый раз сознательно проводят стратегию по дезинтеграции татар, уменьшению их численности за счет дробления. Дробят по субэтническимгруппам, отторгая от общей группы татар. Это имперский принцип – разделяй и властвуй. Татарская общественность должна была понимать, и многие об этом трубили, что перепись – это важнейший институт, экзамен, который должен выявить, готовы ли мы к тому, чтобы быть единой политической нацией», — высказался в своем ютуб-каналеполитолог. И сам вынес вердикт – не готовы.  

Член «Милли шура» и главный редактор журнала «Туганҗир» Дамир Исхаков в одном из интервью охарактеризовал итоги переписи как большую потерю и удар по национальной идентичности. При этом он считает, что это результат ассимиляции, которая происходит в любом многоэтничном обществе. У татар же  это обостряется смешанными браками, которых особенно много за пределами Татарстана. Он отмечает, что татар могли переписать по данным МВД, где ни национальность, ни язык не указываются. При этом Исхаков оценивает не владеющих родным языком татар в 20 процентов от общего числа – то есть каждый пятый татарин на нем не разговаривает. И это, безусловно, много.

Кто виноват?

В поисках ответа на традиционный герценовский вопрос следует обратиться к событиям последних двух пятилеток. Не сказать, что на продвижение татарской культуры и общественную деятельность национальных организаций не выделяется финансирование. Выделяется. Да еще какое! О фееричных татарских Сабантуях известно далеко за пределами Татарстана – даже на других континентах, где и татар-то живет не больше десятка. На федеральный Сабантуй также не жалеют средств, и московские татары могут приобщиться к празднику, почувствовав себя как будто на малой родине. Но пышные празднества в условиях сокращения татарской нации – не пир ли это во время чумы? Может, рациональнее будет вкладываться в поддержку татарского учительства, открытия курсов татарского языка, истории?

Национальная образовательная система фактически оказалась сломана после языковой реформы 2017 года. Разрушительным ударом стала отмена в школах обязательного изучения татарского языка и введение вместо него факультативного его преподавания. Горькие плоды этого «декрета о языках» пожинаются до сих пор – язык второй по численности нации в стране постепенно переходит в разряд кухонно-разговорного, татарские школы в регионах закрывают, а девочкам запрещают носить хиджабы. Дошло до того, что систему образования начали встраивать в мечетях. Наблюдается нехватка учителей по татарскому языку, а самое ужасное, что такая ситуация прослеживается и внутри Татарстана. И все потому, чтопединституты республик подчинены федеральному центру. 

Не выстроена система воспитания и в младшем звене — детских садах и яслях. У педагогов там часто возникает вопрос — на каком языке работать? Можно создавать национальные группы, но пока они единичны. 

В последние годы в республике благодаря волевому решению Минтимера Шаймиева появились полилингвальные школы «Адымнар», которые должны стать частью новой системы нацобразования, но их мало и они опять превращаются в элитные. То есть такие национальные школы можно построить, но они не станут массовыми без общего решения вопроса о нацобразовании.

Повлияли на статистику и межэтнические браки. Само по себе создание крепкой ячейки общества двух представителей разных наций – замечательно. Но печально, что в таких семьях теряются национальные традиции, дети забывают о корнях, а родным языком становится общегосударственный. В регионах этот процесс еще более интенсивный. Там проживают десятки тысяч татар, которые не имеют возможности изучать свой язык, им сложно найти пару своей национальности, найти себя в обществе.

И все же главная проблема для татар не в том, сколько мишарей или астраханских татар записали в татары. Ведь даже без результатов переписи понятно, что у нации теряется сначала языковая, потом культурная идентичность. Перепись учитывает то, как человек сам себя ощущает и с какой этнической группой идентифицирует. Человек может не знать языка, но если он ощущает себя татарином, он и переписчику назовется татарином.

Что делать?

Президент Национального конгресса татар Рустэм Ямалеевсчитает, что такой провал в результатах переписи – не повод опускать руки. Скорее наоборот – это только придаст ускорение деятельности общественников, которая направлена на сохранение татарской культуры, языка, традиций. За плечами штаба татар ежедневная монотонная, но многогранная и плодотворная работа на протяжении 25 лет, и ее невозможно перечеркнуть сомнительной статистикой Росстата. Ямалеев уверен: нужно методично работать, создавая современную татарскую информационную среду, включающую в себя такие интеллектуальные сферы жизни, которые определяют будущее цивилизации и к которым тянется образованная молодежь, вплоть до исследований космоса, робототехники, медицины, психологии, технологических новаций. Необходимо шире использовать современные исследования в области информационных и социальных систем для развития интереса и к татарскому  языку и к современным направлениям жизни. Конечно, и традиционные сферы социальной, культурной и экономической деятельности  требуют внимания и активного участия. Все это в совокупности  позволит и нации, и языку сохраняться и развиваться вместе с мировой цивилизацией. И тогда ни ассимиляция, ни смешанные браки не нанесут урона татарскому миру. Тем более, что интеллектуальный ,творческий и духовный потенциал у татар  мощнейший, надо ему только придать татарскую языковую окраску.

В Штабе татар считают, что основной вектор в развитии выбран верно – это работа с молодежью, которой мягко и ненавязчиво пытаются объяснить, что татарский язык и культура важны и нужны ради будущего. Первокурсники-второкурсники из татар и башкир, уехавших в Москву, — каждое воскресенье собираются на площадке Штаба татар. К общению и мероприятиям активно привлекают аксакалов штаба, чтобы сохранялась преемственность, а потомкам передавались правильные ценности, верные ориентиры и амбициозные цели. Молодежи внушают идеи участия в выборных органах, в политике, в общественной и культурной жизни страны. Национальный конгресс татар свято оберегает веру, чтит религиозные традиции и проводит разъяснительную работу среди молодежи. Теперь вся эта работа будет усилена в разы. И такой же рывок должны сделать и другие общественные организации, посвятившие себя служению татарской культуре и языку.

Однако выход из положения не только в этом. После глубокого нокаута, в который было отправлено национальное образование, необходимо как можно быстрее восстанавливать новую систему. Для этого необходимо распространять в регионах компактного проживания татар, а также в малых городах и сельской местности в Татарстанешаймиевские полилингвальные школы на базе татарских гимназий. Но при этом такие образовательные центры должны быть доступны всем желающим, а не только элите. В общеобразовательных школах следует открывать татарские группы изучения родного языка, чтобы родители даже в русской школе могли потребовать изучения для своих детей его изучения в объеме не менее двух часов в неделю. В Национальном конгрессе татар уверены, что собрать такие группы в каждой школе по всей стране вполне реально, не говоря уже о самом Татарстане. Необходимо усилить подготовку педагогов татарского языка и литературы в вузах и колледжах, вложив в их руки качественные и отточенные методики, передовые наработки учителей-практиков.

Реформы системы образования должны быть подкреплены соответствующими поправками в законы через политические и общественные силы, дабы отстаивать правонародов России на получение образования на языках своих национальностей. Народы сами должны решать, в каком объеме изучать предметы на национальных языках и сколько часов понадобится на его освоение. Возможно, после массового внедрения полилингвальных татарских школ и татарских классов в общеобразовательных школах понадобятся новые законодательные инициативы. Потому необходимо как можно скорее приступить к практике, чтобы депутаты могли выступать с предложениями о внесении изменений в законы.

 

Татары должны вспомнить о праве на самоопределение нации. Вне зависимости от веры и национальной принадлежности, если человек ощущает себя татарином, значит он таковым и является. И работу по самоопределению нужно начинать с младых ногтей. Родители, хазраты в храмах, педагоги в школах – все, кто окружает ребенка, должны объяснять, что такое татарский язык — язык матери, как каждое поколение участвует в его развитии и что будет, если он исчезнет.

Жизненно необходима реновация стратегии татар, полная перезагрузка деятельности общественных организаций, которые взяли на себя функции представительного органа татар. Национальная идея должна быть не просто озвучена на бумаге, а подкрепляться реальными делами. Глава Национального конгресса татар Рустэм Ямалеев считает, что в борьбе с ассимиляцией все должны еще более мобилизоваться, еще сильнее сплотиться — и республиканские власти, и общественники, и лидеры мнений татарского народа должны отвоевывать каждого татарина. А Штаб татар будет надежным подспорьем в этом нелегком, но столь нужном деле. Чтобы следующая перепись не стала новым национальным бедствием как для татар, так и для других тюркских народов, населяющих нашу страну.

 

Пресс-центр Национального конгресса татар и тюркских народов

5

Одну из наций начинают «опускать», а все сидят и молчат!

 

Как в Москве русская профессура и генералитет вступились за возмущенных итогами переписи татар

Отвоевывать каждого татарина в борьбе с ассимиляцией с помощью тренингов, создавать семьи только по национальному признаку, рожать много детей, с младенчества прививать любовь к татарскому языку и прибавить рвения в продвижении татар в самые высокие властные структуры. Такие рецепты сохранения татарской нации после мозгового штурма выдали аксакалы московского штаба татар. Их горячо поддержали и русские,не меньше татар ошеломленные итогами переписи. А анонимная переписчица объяснила, откуда взялись сведения о людях, если к ним никто не приходил.

У татар есть четыре позиции

В Национальном конгрессе татар (НКТ) в Москве состоялось собрание, которое модератор мероприятия — президент организации Рустэм Ямалеев — назвал идеологическим. Отойдя от первого шока после озвученных итогов переписи, столичные татары и им сочувствующие решили созвать срочный внеплановый курултай, чтобы обсудить причины сокращения тюркских народов в России и наметить дальнейшие шаги по воспроизводству татарского населения.

На татарский чай с чак-чаком пришли председатели автономий татар Москвы, татарских землячеств, аксакалы татарского движения, молодежные активисты из институтов, семь профессоров московских вузов и даже три генерала – всего около 80 человек. Почти каждый – с докладом.

Предваряя выступления земляков, Ямалеев еще раз напомнил, как 2023 год начался с печальной новости о том, что татар за 10 лет стало на 600 тысяч меньше. И за январь такое собрание в татарском штабе уже третье по счету. «До этого мы обсуждали проблему с молодежью, первокурсниками. Но когда начиналась перепись, они учились в 8-9 классе. Поэтому они сути ситуации не улавливают, хотя через 10 лет они будут играть главную скрипку в очередной переписи», — акцентировал Ямалеев. Не найдя в молодежи эмпатичного отклика, штаб татар Москвы решил расширить рамки и призвать к обсуждению все поколения и возраста.

Глава конгресса озвучил, что относительно итогов переписи у татар выработалось четыре основные позиции. Первая – что таким образом нацию проверяют на толерантность, терпимость и уравновешенность, чтобы посмотреть, как татары себя поведут. Вторая – в перепись вмешалась некая деструктивная сила, которая может послужить толчком к волне недовольства, петициям, а может и протестным акциям среди татар, чтобы выставить вторую по численности нацию России в негативном свете. Третья – это уже озвученная ВКТ версия, согласно которой на корректность итогов повлияла пандемия и 16 млн не определившихся граждан без национальности. «Возможно, не так сосчитали без злого умысла, но где-то из-заразгильдяйства или халатности», — уточнил Ямалеев.

Четвертой позиции придерживается сам глава НКТ. Ее он связал с высшим предназначением, уготованным татарам. Ямалеев напомнил старую православную притчу, согласно которой Иисус пришел к Богу и спросил, за что тот посылает ему столько страданий, если любит его.  «Любимых детей в семье чаще наказывают, — припомнил Ямалеев пословицу. — И Бог-отец ответил: потому что яготовлю тебя к еще большим страданиям во имя спасения всех людей».

Модератор чаепития отметил, что итоги переписи – это серьезный сигнал, после которого надо срочно бить в колокола и активно заниматься общественной работой, вовлекая в нее молодежь и татарские семьи. «60 тысяч пропавших татар в Москве! 600 тысяч по всей стране! Но это не только татар коснулось – и чувашей, и удмуртов! Чеченцев только больше стало. Это всем нам сигнал!» — хватался за голову Ямалеев.

«Пора кричать караул»

Начали обсуждение не с татар, а предоставили слово русскому — генерал-майору, эксперту Комитета по безопасности Госдумы РФ, зампреду исполкома Межгосударственного союза городов-героев ВячеславуШишелину.

«Мы встречаемся в такой обстановке, когда пора кричать караул, — сразу поддал градусов генерал. — За последние 30 лет у нас 19 миллионов граждан в стране куда-то пропало. И татарская нация теряет население. Россия – это триада, которая держится на славянских, тюркских и угро-финских народах. Сейчас еще северо-кавказские народы начинают себя проявлять. Но тут одну из самых многочисленныхнаций начинают «опускать», а все сидят и молчат. Хорошо, что вы нашли смелость эту проблему обсудить».

Шишелин в свою очередь сразу предложил для решения проблемы поднимать статус многодетной семьи: три ребенка — нормально, четверо – хорошо, пять детей – отлично. И татары должны первыми подать пример.

«Потом все новости по телевизору должны дублироваться на национальных языках – татарском, мордовском, чувашском. Это не проблема. Мы хотим в Москве иметь новости на татарском языке, так надо просить об этом», — заявил оратор.

Профессор кафедры политологии и права Московского государственного областного педагогического университета Анатолий Панов отметил, что в Европе уже почти не осталось государств, в которых шел бы рост местного населения. «И в России титульная нация русских более слабая, чем те же татары. Славяне сильно разбросаны по территории, по взглядам и возможностям, потому они немного ослабли. Чтобы решить вопрос с численностью татар, нужны три составляющие. Первая – кадры во власти. Давайте вспомним, много ли у нас татар в российской власти? Немного. Только Марат Хуснуллин. Отстали, упустили… Вторая составляющая – финансы. Среди бизнесменов ситуация получше, но тоже не на первом месте. И третья – СМИ. Там тоже почти нет татар», — констатировал профессор.

Доктор политологических наук, полковник в отставке Владимир Лизун выступил от Росстата, приведя уже известные всем цифры, а советник Руслана Хасбулатова – профессор Титов – перед встречей заглянул в документ, где для России устанавливаются демографические цели на 2032-й год. Коэффициент рождаемости указан на уровне 1,7. «Что это значит? 10 женщин фертильного возраста, чтобы сохранялось население, должны рожать 22 ребенка, если родят 30 – будет прирост. А мы ставим на 10 лет цифру 17. Это значит, что вымирание, а по-другому я этот процесс не могу назвать, будет продолжаться, раз такова главная установка», — привел он неутешительный пример.

Впрочем, по мнению советника, необходимы политико-экономические меры по исправлению ситуации. Один из них, правда, вовсе мифический – возврат к социализму. «С 1929 года по 1955-й, во времена индустриализации, население страны увеличилось на 46 млн человек. Фантастическая цифра! Если бы не Великая Отечественная война, прирост был бы 100 млн. Средняя продолжительность жизни в царской России была 32 года, а социализм дал колоссальный скачок в продолжительности жизни и приросте населения», — выложил факты гость.  

Второе, не менее сказочное, решение советник предложил, озвучив программу приватизации по-хасбулатовски: «Он считал, что ее надо проводить на основе именныхприватизационных чеков. Заводится именной счет на каждого гражданина страны, как только он рождается. И на него поступают доходы от производства – промышленного, сельскохозяйственного, от добычи сырья. В 18 лет гражданин мог бы уже распоряжаться этим счетом. Мы посчитали, что у каждого к 18 годам было бы на счету по 40 тысяч долларов. И человек к совершеннолетию был бы обеспечен. Но Чубайс, к сожалению, провел приватизацию по своему методу, и мы получили то, что получили – олигархов и бедное население. Система именных чековдействует в арабских странах. А почему бы татарам ее не ввести? Этнический татарин мог бы получать доходы от экспорта и производства товаров. Это сразу нормализовало бы ситуацию».

Помимо этого докладчик предложил применить дифференцированную систему налогообложения к семьям, имеющим детей. Если двое – платишь вдвое меньше. Трое детей – вообще освобождаешься от налогов. И последняя идея – четко работающая система социального обеспечения. «Родители раньше были спокойны, что в любом случае они будут обеспечены работой и деньгами, а сейчас у нас полная неопределенность, — констатировал оратор. —  Мы не знаем, что будет завтра. Как в такой ситуации от матери требовать, чтоб она детей рожала?». Последний тезис сорвал аплодисменты.

Причина – в равнодушии

Проанализировав итоги татарской переписи член Союза писателей России, главный редактор «Татарских новостей» Афиятулла Кучушев попросил всех присутствующих задуматься о том, что будет через 30 или 50 лет – какими будут татары, татарский язык и татарская культура? И будут ли вообще?

«Надо исходить от семьи. Главная тема – это сохранение татарских семей, вторая – знание татарского языка и третья – патриотизм нашей нации, чего у нас не хватает, — обозначил приоритеты Кучушев. — Вот мы тут сидим – татары среднего возраста. А часто мы говорим на татарском языке? Детям прививаем его? Настаиваем на женитьбе на татарке, замужестве на татарине? Это у нас выполняется? Много ли умных проповедей слышит молодежь из уст муллы на тех же самых Сабантуях? Мулла сказал бы: девушки, парни, женитесь на своих. Этого же нет! А потом мы об уменьшении населения говорим. Почему-то у евреев население не уменьшается. Вот в Средней Азии тоже живут мусульмане, а население растет: узбеков за 30 миллионов перевалило! А татар на 600 тысяч стало меньше. Причина – в нашем равнодушии к самим себе».

Писатель акцентировал внимание на общении московских татар, которые часто игнорируют родной язык. «Что это? Ложная ученость? Стыдливость? Может, языковая неряшливость, от лености ума?» — задался вопросами писатель.

Его коллега из Башкирии Расфат Зиганшин отметил, что, несмотря на более выигрышные позиции в переписи у башкир, население республики за 10 лет увеличилось всего на 20 тыс. человек, а вот умирают там чаще, чем рождаются. По данным Башстата, за 2021 год ушли в мир иной 66 366 человек. Чаще всего умирали пенсионеры – чуть более 52 тыс. В возрасте от 17 до пенсионного возраста умерло 13822 человека. В 2021 году в республике умерло на 60 тыс человек больше, чем в 2020-м. Получается, что смертность за год выросла на 10%. Башкирия оказалась внизу рейтинга среди регионов ПФО по ожидаемой продолжительности жизни. В Башкортостане она составила 70,3 года, хуже только в Пермском крае и Оренбургской области. При этом в 2019 году в Башкирии показатель былвыше – 72,64 года. Зиганшин считает, что связано это не только с системой здравоохранения и ухудшающейся экологией, но и с миграцией. Большие миграционные потоки, которые проходят через регион, «уводят» женщин из республики. Они более подвержены миграции, чем мужчины.

«Процент неучтенных семей есть. Люди могли быть в отпуске»

После выступления аксакалов слово передали молодежи, от лица которой выступил мордовский татарин, 19-летний победитель Международной географической олимпиады Рустам Бигильдин. Молодой человек сразу заметил, что проблему надо рассматривать в мировом контексте, так как во всех развитых странах уровень воспроизводства населения меньше 2,1, то есть женщины рожают менее двух детей. Однако у татар этот процесс обострен ассимиляцией.

«Главная проблема для татар не в том, сколько мишарей записали в татары. Даже без результатов переписи понятно, что теряется сначала языковая, потом культурная идентичность. Перепись учитывает то, как человек сам себя идентифицирует. Человек может не знать языка, но если он ощущает себя татарином, он переписчику назовется татарином. Мне интересен вопрос – к кому лично приходили переписчики? Поднимите руку», — предложил Рустам.

Из 80 человек в аудитории руки подняли двое-трое. Чуть больше переписали себя сами через портал госуслуг.

«То есть к 80-90 процентам людей не приходили переписчики, они не переписывали себя на Госуслугах. Тогда откуда такие данные?» – обратился Рустам к переписчице, которая также оказалась среди приглашенных.

«Люди могли быть в отпуске, еще где-то, часть сведений берется из предыдущих выборов. Сейчас много баз данных — в домоуправлениях, например. Есть много источников. О тех, кто регистрировался в интернете, сразу приходила информация. Конечно, я думаю, что процент неучтенных семей есть. Во многих квартирах проживают квартиросъемщики, мигранты, они двери не открывают. Но я бы не драматизировала ситуацию. Я закончила нефтяной институт и уехала в Тюменскую область. И татарочки там всегда были конкурентны —  за ними парни табунами ходили. И конечно, семьи создавались без оглядки на национальность. И человеку порой сложно определить свою национальность, если у него дедушка белорус, бабушка немка, мать татарка, а отец русский. Есть большой процент людей, который не определился с национальностью», — рассказала она свое видение ситуации.

Рустам подытожил, что  данные по национальности могут быть получены только при личном участии человека в переписи, потому что в базах данных таких сведений, скорее всего, нет. Но он обратил внимание, что количество татар сокращается лишь за пределами национальных республик – Татарстана, Башкортостана. Это связано с тем, что в Марий Эл, Мордовии, Челябинской области, гдепроживают десятки тысяч татар, они не имеет возможности изучать свой язык, им сложно найти пару своейнациональности, найти себя в обществе. И именно там произошло серьезное сокращение по результатам переписи.

«Почему в Москве так резко сократилось количество татар? Они живут в изоляции от татарского мира, процентов пять только находятся в окружении татар – родственников, земляков. И у людей уже нет необходимости знать язык, поддерживать традиции. С этим надо что-то делать – поддерживать язык, культуру. В целом надо довести важность этой проблемы до людей. Чем выше рождаемость и чем выше самосознание татарского народа – тем больше шансов на выживание. Нам ведь надо не просто векпережить, а думать о будущем – о наших потомках, как они будут в 22 веке жить? Может, сохранятся только татарские имена, а язык и традиции, культура, песни исчезнут?» — резюмировал победитель олимпиады.

Каждому нужно повторить слово «татарин» не менее 150 раз

Когда регламент встречи был исчерпан, о своих мыслях коротко высказались представители автономий и землячеств. Так, председатель автономии татар ЛюблиноРашид Сипухов, а также председатели автономий Беговая, Свиблово, Некрасовка, настаивают, что нужно заниматься продвижением татар из местных самоуправлений  вгородские, двигать их по выборной линии. Еще дальше развил эту мысль Рим Дашкин, сказав, что уже сейчас татарам надо активно вовлекаться в процесс выборов мэра Москвы. Председатель автономии Замоскворечья НаильАксянов ведет группу Нижегородского землячества, в которой уже более 600 человек молодежи, за созданием землячеств он видит большую перспективу в борьбе с ассимиляцией.

Координатор штаба татар Гульнара Яруллина предложила изыскать возможность проводить татарские посиделки «Аулак ой» в землячествах раз в месяц. В штабе уже создали 14 землячеств. Яруллина обещала довести их до 25 в честь 25-летия штаба татар и проводить вечера в три раза чаще, приглашая на мероприятие хазратов. Задача при этом амбициозная — чтобы итогом каждых таких посиделок были две-три семейные пары. Правда, некоторые гости возразили, отметив, что не надо гнаться за количеством, а лучше делать ставку на качество. Пусть татар будет меньше, но с высоким национальным самосознанием.

Предложили в штабе татар обратить внимание и на соотечественников, которые проживают на присоединенных территориях Луганской и Донецкой областей. Тем более,что связи с муфтиятами этих областей поддерживаются регулярно. А кроме того, призвали вспомнить о трех миллионах татар, проживающих в Афганистане, и миллионе — в Пакистане.

Один из приглашенных, будучи членом комиссии по выборам с правом решающего голоса на выборах 2019 года, посчитал избирателей с татарскими и башкирскими фамилиями на своем участке – таковых оказалось 2 тысячи человек. Данные он сопоставил с численностью населения Москвы, и получилось, что в столице должно жить 280 тыс. татар. «Но мой алгоритм не точный, потому что я брал для расчетов только один участок, — признал собеседник. -Потому у меня есть предложение. В сентябре будут выборы мэра Москвы. Во многих избирательных комиссиях есть татары, пусть они по своим участкам – достаточно десятка – подсчитают. Это будет репрезентативная выборка. И эта цифра уже будет близка к объективной».

Председатель совета аксакалов штаба — 89-летний МунавирЗакиров русский язык сравнил с искусственным интеллектом, который привили татарам. Потому они начинают забывать о родном материнском языке. По результатам переписи миллион татар не используют его в качестве языка общения – и это настоящая катастрофа.

Старейшина московских татар Ильяс Бунимуллиннастоятельно рекомендовал проводить круглые столы по проблематике каждый месяц, но не просто собираться и обсуждать, а отчитываться о реальных делах, намечать планы, поднимать проблемы. А также посоветовал уже сейчас создать комитет по подготовке к следующей переписи. «Будем отвоевывать каждого татарина в борьбе с ассимиляцией. Штаб будет на военном положении», — заключил Бунимуллин.

Итог встречи подвел Ямалеев, настаивая проводить тренинги, повышающие национальную идентичность. «У нас есть четкая программа, что надо делать. У нас есть полная ясность, в какой точке нашего исторического пути мы находимся. Нас всегда критиковали за то, что мы в объяснениях нужности татарского языка обращаемся к методам тренинга. Мы не гипнотизеры, не кашпировские. Но мы целый вечер предлагаем каждому повторять слово «татарин» не менее 150 раз. Сейчас этот метод мы пытаемся применить и к молодежи. Он пробуждает татарский дух – иман, рух. После тренингов люди начинают задумываться о будущих поколениях, он прививает ответственность за прошлое, настоящее и будущее, перезагрузка сознания происходит. Мы на совете штаба решили, что на встрече с первокурсниками будем этот тренинг применять», — раскрыл суть таких тренингов президент НКТ.

Трех часов бурных обсуждений гостям встречи не хватило. Половина приглашенных не согласилась с цифрами Росстата и требовала написать письмо в правительство. Вторая половина предложила конструктив – осознать, что все зависит от каждого из нас, и начинать терпеливо работать, доводя до каждого важность татарского языка и культуры. Наметившийся раскол сгладили татарские песни,чай с чак-чаком и грамоты с медалями, которыми НКТ наградил татарских общественников Москвы.

 

Пресс-центр Национального конгресса татар и тюркских народов

5

Изге Корбан бәйрәме котлы булсын! Поздравляем всех с великим праздником Кубран-Байрам ☀️

Аллаһы догаларыбызны, намаз-садакаларыбызны, яхшы эшләребезне кабул итсен !

Мы с большим уважением относимся ко всем мусульманским праздникам 🙏🏻

Этот год особенный для всех, связи с 100-летием Татарстана, с переписью населения и 75-летием окончания войны.

Уникально, что мы провели во время самоизоляции онлайн-встречи, создали группы знакомств, трудоустройства и количество клуб первокурсников переварило за 500 человек.

🙏🏻Выражаем огромную благодарность тем, кто откликнулся, оказал посильную помощь в сборе благотворительных средств на Курбан-Байрам.

Было отправлено по 200 литров свежего элитного свежевыжатого сока в детский дом и мечеть Нижнекамска.

На Курбан-байрам штаб татар раздаст мясо во многих районах Татарстана, в Казани и Москве, так же соберёмся и проведём в Штабе татар «Корбан Ашы».

Так же особая благодарность, кто поддержал акцию «Собери ребёнка в школу» она была проведена в подшефном приюте  Агрызского района село Красный Бор и Детском доме Нижнекамска.

В 10 библиотеках Татарстана совместно с ВКТ провели подписные компании на татарские издания и помогли в приобретении интересных книг  в библиотеках Татарских читальных залах.

Это прошло в Нижнекамска, Набережных Челнах, Агрызе, Мензелинске, так же собираемся провести в Чистополе, Елабуге, Магнитогорске, Новосибирске, Челябинске.

Вместе с отделением татарского Конгресса Нижнекамска провели акцию «Второе дыхание книги».

Провели подписную компанию для инвалидов, для ветеранов журналов «Мәдәни Җомга», газета «Ватан» и провели подписную компанию уфимская газета «Татарлар» ежемесячно 100 штук, а так же подписания Компания для малоимущих, аксакалов, ветеранов татарского движения, коснулось многих журналов и газет города Казани, Ижевска и Уфы.

Штаб татар Москвы продолжает акцию, посвященную 100-летию Татарстана  «Помним героев нашей республики». Наш долг помнить и почтить память тех, кто внес свой вклад в становление, развитие, процветание Татарстана и татарского народа.

Мы и дальше будем проводить мероприятия для объединения и сплочения татар и башкир в Москве.

И в будущем мы, надеемся на вашу помощь в наших благотворительных акциях.

Мира Вам, добра.

Будьте здоровы и здоровья вашим близким 🤗

 

0

СТАЛИ ИЗВЕСТНЫ ФИНАЛИСТЫ КОНКУРСА «ТАТАР КЫЗЫ-2018»

4 августа участницы Международного конкурса «Татар кызы-2018» побывали в г. Арск. Здесь прошёл День города с участием делегатов форума татарской молодежи. Этот день был насыщен разными играми, песнями и танцами. День города завершился праздничным салютом. А позже стали известны имена девушек, прошедших на финал.

В результате конкурсного отбора выхода в финал конкурса, который пройдет в октябре в Казани, удостоились:

Нигматуллина Алина (Ленинградская область)

Каримова Зиляра (Литва)

Габдрахманова Гузель (Татарстан)

Забирова Аделя (г.Москва)

Мигранова Ризида (г.Челябинск)

Байрамова Энже (Австрия)

Надирова Илнара (г.Оренбург)

Гильметдинова Диляра (Удмуртия)

Каримова Диляра (г.Уляновск)

Тазетдинова Альмира (г.Свердловск)

Абдрахманова Дина (Казахстан)

Шагиахметова Зарина (г.Красноярск)

0

В МОСКВЕ СОСТОИТСЯ ФЕСТИВАЛЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ «КУРБАНФЕСТ 2018»

25 августа на площади при Мемориальной мечети г. Москвы с 10:00 до 20:00 состоится Фестиваль мусульманской культуры «КурбанФест 2018» в честь праздника Курбан-байрам.

Курбан-байрам — ежегодный мусульманский праздник, знаменующий собой окончание хаджа, ежегодного паломничества мусульман всего мира в Мекку (Саудовская Аравия).

Организаторы – Духовное управление мусульман Российской Федерации, Духовное управление мусульман Москвы, благотворительный фонд «Закят», при участии культурного центра «Дар» и волонтерского движения «АКТИВ».
Продюсер мероприятия: Продюсерский центр «Фадлан».

Гостей фестиваля ждет насыщенная духовно-просветительская программа: мастер-класс по чтению Священного Корана, духовные лекции от имамов мечети на актуальные темы, экскурсии по Мемориальной мечети, акция «Намаз за час», в рамках которой каждый желающий сможет научиться совершать пятикратную молитву-намаз.

На площади перед мечетью развернется благотворительная ярмарка, где гости смогут приобрести мужскую и женскую одежду от мусульманских брендов, украшения и стильные аксессуары, косметическую продукцию, халяль-продукты.

Денежные средства, собранные на фестивале, будут направлены в благотворительный фонд «Закят» на программы помощи нуждающимся.

Кроме того, на площади целый день будет работать детская интерактивная площадка с конкурсами и подарками.

По случаю праздника гостей фестиваля ждет бесплатное угощение пловом.

Вход свободный.

 
 
0

Гости казанской свадьбы провели акцию «Букеты спасают жизни» в поддержку Казанского Хосписа

Активисты «Штаба» татар Москвы провели акцию «Букеты спасают жизни» в поддержку Казанского Хосписа фонда А. Вавиловой. Инициаторами акции выступили молодожены Артур и Айгуль Нигматулины, которые являются активными членами московской татарской общины «Штаба татар».

По просьбе молодоженов, гости свадьбы вместо покупки цветов эти деньги отправили в фонд Вавиловой. Этой акцией молодожены хотели внести свою лепту в Казанский Хоспис фонда А. Вавиловой.

Как отметил лидер «Штаба» татар Рустэм Ямалеев, акция «Букеты спасают жизни» является примером развития понятия меценатства среди молодежи. Татарское движение Москвы молодой татарской паре пожелала вырастить много детей, обучить их татарскому языку и сохранять национальные традиции.

«Наше движение в последние годы особенно целенаправленно занимается созданием молодых татарских семей, развитием меценатства и формированием понимания о необходимости сохранения татарской идентичности. Поэтому мы создали клуб знакомств «Аулай өй” и деловой клуб “Масштаб”-, рассказал Рустэм Ямалеев.

Также необходимо отметить, что в “Штабе” татар в год создаются около десяти семей. Следующая татарская свадьба активистов “Штаба” состоится 18 августа.

Пресс-служба Штаба татар Москвы

 

 

0

69 % родителей выбрали татарский язык для изучения в качестве родного

69 процентов родителей татарстанских школьников выбрали для изучения в качестве родного языка татарский. Русский язык для изучения в школе выбрали 29 % родителей, сообщил в ходе пресс-конференции депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов.

Подробнее

0

ПРОШЛА ЭКСКУРСИЯ ПО ТАТАРСКОМУ ЦЕНТРУ МОСКВЫ

Идеи, знакомства, шутки, общение и вкусный чай! Экскурсия по Татарскому центру Москвы, презентация существующих проектов, викторина (этноквест) с призами и приветствие от директора Татарского центра Анвара Умяровича!

Так прошло молодёжное чаепитие для ребят, которые ни разу не были в Татарском центре! Получилось настоящее посвящение.

«Хотим, чтобы каждое новое знакомство принесло пользу для жизни и будущих поколений Татар Москвы, каждый новый проект зажигал сердца молодёжи и возрождал любовь и уважение к татарской нации!, — говорят организаторы дня открытых дверей.

 Источник : http://tatar-congress.org/ru/yanalyklar/proshla-ekskursiya-po-tatarskomu-tsentru-moskvy/
 
0