Закончился период Сабантуев. В Национальном конгрессе татар и тюркских народов обсудили их итоги, определили образцово-показательный и предложили неожиданные форматы на следующий год.
Так повелось, что представители НКТ посещают все Сабантуи и в этом году успели побывать на Федеральном, Сельском, Городском, Шахтёрском, Приволжском, а также в Нижнекамске, в Набережных Челнах, в Тукаевском и Заинском районах Татарстана. Обширная география позволяет делать сравнительный анализ и общие выводы, главный из которых не забывать, что Сабантуй – это татаро-башкирский национальный праздник, а значит на татарских сабантуях должно бытьбашкирское подворье, рассказывающие о культе, укладе и образе жизни башкир, а на башкирских – татарское.
Очень интересный опыт достойный дальнейшего широкого применения впервые был продемонстрирован на Сабантуе в Нижнекамске, где на соседней площадке автономно был организован детский Сабантуй с такими же соревнованиями и конкурсами, а также детскими розыгрышами и юмором. Этот пример хорош еще и потому, что проведением Сабантуев, мы стараемся привить подрастающему поколению трепетное отношение к традициям предков, национальной культуре и языку. Самый эффективный метод – это прививание с детства, что и было начато в Нижнекамске и обязательно должно получить своё развитие по всей стране.
Идеология национального развития, воспитание духовности у детей и молодежи должны красной линией проходить через все Сабантуи. Знание и сохранение древних обычаев, включая десять традиционных на Сабантуя спортивных состязаний, среди которых скачки, борьба куреш, бой с мешками, подъём по шесту, перетягивание канатов, армрестлинг, должны стать частью обязательной программы. Также в программе должен быть блок молодежных игр и конкурсов, стимулирующихзнакомства, а также татарская и башкирская дискотеки. Если вспомнить, в старину после Сабантуев часто засылали сватов, а к местному имаму формировалась очередь на никях.
В НКТ уверены, что Сабантуи не должны зависеть от наличия спонсоров и что государству необходимо взять на себя расходы по организации и проведению не только Федерального Сабантуя, но и всех других, где местные татарские сообщества могут разработать соответствующую программу.
Недостатком всех Сабантуев сегодня является отсутствие костюмированности и национальной атрибутики. Участники праздника приходят в повседневной одежде, реже в тюбетейке хоть как-то приобщающей их к общему национальному колориту. На Сабантуях нужно вводить дресс-код потому, что нужны и тюбетейки, и национальные костюмы, считают в НКТ и предлагают продавать их на всходе за символические деньги, а кому и дарить, если речь идёт о малообеспеченных гражданах. Надо признать, что майки и джинсы нарушают национальную атмосферу Сабантуев.
Нарушить Сабантуй может не только несоответствующая одежда, но и погода. Был случай, когда в Москве не состоялся Сабантуй именно из-за погоды. А ведь в столице восемь подходящих для этого праздника прекрасных мест и можно было бы составить некий график на месяц с датами Сабантуев в этих парках и тогда точно погода не станет москвичам помехой. Татары тесно связаны с Москвой, с её историей становления и развития и будучи государствообразующей нацией конечно же хотят приблизить москвичей и гостей столицы к своему фольклору и традициям через национальный Сабантуй. Также проведение Сабантуев целесообразно и в подмосковных городах с численностью населения более двухсот тысяч, чтобы люди ближе узнали татарскую культуру и обычаи, услышали песни и увидели пляски. Всё это будет способствовать взаимному культурному обогащению, взаимопониманию, согласию между народами, межнациональному миру и дружбе.
Изначально Сабантуй был праздником окончания сбора урожая и дословно переводится, как праздник плуга. Возможно, поэтому частыми победителями состязаний и конкурсов становятся батыры с крестьянскими профессиями. Например, Сабантуй Заинского района Татарстана первенство всегда отдаёт механизаторам или хлеборобам. А в Набережных Челнах и Нижнекамске побеждают борцы. Таким образом празднование Сабантуя еще и воспитывает у детей и молодежи уважение к рабочим профессиям и крестьянскому труду.
Говоря о национальном виде борьбы куреш, как об одном из основных видов состязаний на Сабантуях, нужно отметить, что в разных регионах она имеет разные особенности и правила, которые целесообразно было бы привести к одному знаменателю, к единому стандарту, что можно было бы сделать в рамках всё той же официальной Федерации борьбы на поясах. Также было бы правильно разделить ковры на любительский и профессиональный, в первом случае соревнуются местные борцы, а во втором – спортсмены из любых регионов страны, а судят состязания в обоих случаях профессиональные судейские команды. Возможно, при условии наличия достаточного количества желающих, можно сделать молодежные и даже детские состязания. Куреш национальная татаро-башкирская борьба, которую надо популяризировать, развивать и выводить на уровень массового вида спорта.
Этот праздник особенно любит старшее поколение и ждёт его целый год. Старейшинам и аксакалам бывает обидно если из-за дальнего расстояния не получается побывать на Сабантуе. Поэтому НКТ обращает особое внимание руководителей муниципальных образований на необходимость бесплатной доставки на Сабантуй всех желающих даже из самых отдаленных населенных пунктов. Все должны иметь возможность стать его участниками и разделить радость этого праздника. Многие до сих пор вспоминают, как Президент России В. В. Путин доставал монетку из крынки с катыком, а его предшественник Б. Н. Ельцин с завязанными глазами разбил горшок. Всё это формирует незабываемое настроение, добрую память и бережное отношение к национальным традициям.
В тоже время нельзя топтаться на месте и не учитывать новые актуальные тенденции. К примеру, невероятный подъём переживает духовное возрождение, люди массово возвращаются к вере, а, значит, и Сабантуй должен учитывать этот аспект и делать частью программы, к примеру, конкурс татарской мусульманской одежды. Не стоит забывать и про православных соплеменников – кряшен, предоставляя для них на Сабантуях отдельную площадку.
Несмотря на общенациональную любовь к Сабантуям, есть отдельные руководители муниципальных образований и в Татарстане, и в Башкортостане, которые к своей работе в этом направлении относятся халатно, формально и без особого желания. Сабантуи проводят для галочки, своих национальных борцов, не говоря уже о борцовских командах, не имеют, с аксакалами в своей работе не советуются. Таких чиновников не заботит национальное развитие, а только собственное теплое местечко. В НКТ уверены, что такие «управленцы» не должны стоять у руля власти даже на самом первичном уровне, республиканское руководство должно включить в оценочные рейтинги позиции, касающиеся успешности в сохранении культуры, традиций, языка и в целом татарской нации.
Вместе с тем общая ситуация с Сабантуями очень даже позитивная. Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно больше анализировать и, возможно, даже издать некую инструкцию по организации и проведению Сабантуев, которую могли бы сделать нижнекамцы потому, что их Сабантуй, как раз таки является образцово-показательным, за что главе Рамилю Муллину, как говорится, бик зур рәхмәт. Продумано всё до мелочей, полностью костюмированы даже участники, новшество – детский Сабантуй, прекрасная организация и в плане логистики – на праздник доставлены все желающие. Остаемся только посоветовать Рамилю Хамзовичу на следующий Сабантуй пригласить всех глав районов, чтоб они переняли этот бесценный организаторский опыт.
Однажды Президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов сказал, что национальная работа по сохранению культуры, традиций и языка держится на энтузиастах. Р. Х. Муллин в числе тех самых энтузиастов, о которых сказал Раис Татарстана и задаёт всем высокую планку организации национально ориентированной работы.К слову Р. Н. Минниханов недавно вернулся из поездки по Монголии, по итогам которой сделал много выводов и даже провёл специальное совещание. В частности, Президент Татарстана обратил внимание на трепетное отношение монголовк своей истории и древним традициям, которые они от мала до велика свято чтят. В этой связи, на Сабантуях важно демонстрировать национальную сплоченность, где наравне с рядовыми его участниками должны присутствовать именитые деятели культуры, учёные, депутаты и сенаторы – все вместе в едином национальном порыве.
Сабантуй не должен ограничиваться территорией Российской Федерации, а стать, своего рода, международной презентацией татарской нации, её культуры, традиций, обычаев и языка. Сабантую нужна география городов и стран Европы, Азии, Востока – везде, где есть интерес к татарской национальной культуре. При этом нельзя забывать про новые российские регионы, которым нужно всемерно содействовать в становлении этого древнего праздника, в формировании привычки его ежегодного проведения. Кто знает, может первый праздник совпадёт с победным окончанием СВО и его можно будет назвать Триумфальный Сабантуй.
Пресс-служба Национального конгресса татар и тюркских народов