21 год Штабу татар: Мы на верном пути и не свернём

В эти дни татары Москвы отмечают важную дату – 21 год тому назад был создан «Штаб» татар Москвы.

«Штаб» татар Москвы был создан в 1997 годах под руководством бывшего первого секретаря ТАССР Фикрята Табеева с целью объединения татар и выходцев из Татарстана. Основная цель организации – сохранение татарской культуры и татарского языка, а также продвижение татарстанских кадров в Москве. На сегодняшний день «Штаб» является одной из крупнейших татарских общин, объединившей около 2 тысяч человек. В  «Штабе» проходят встречи татарских офицеров, врачей, предпринимателей и работников культуры и искусства. Однако, основные усилия сотрудников «Штаба» направлены на сохранение татарской идентичности в мегаполисе. По поручению президента Татарстана сейчас в Казани ведется работа по созданию Стратегии развития татарской нации. О вопросах формирования Стратегии развития татарской нации размышляет лидер «Штаба» татар Москвы Рустэм Фаизович Ямалеев.

Объяснение 

Идеология «Штаба» татар Москвы, в отличие от других татарских общин, основана на тезисе о том, что молодежь необходимо перевоспитывать. Мы уверены, что только при понимании необходимости сохранения языка и культуры со стороны молодежи татары будут сохраняться как нация. До каждого подростка мы должны донести, что он является продолжателем татарской нации, носителем языка, и на нем может остановиться существование всей татарскости. Вот если мы это не сможет объяснить, то наши действия и попытки сохранения нации будут приравнены к нулю.

Какие же конкретные действия необходимо предпринимать? Надо проводить большие детские и молодежные лагеря на уровне «Селигера», снимать татарские фильмы и мультфильмы высокого качества, подготавливать хорошую литературу на электронных носителях, а также пропагандировать нашу великую историю на языке подростков.

Но самое главное в деле сохранения татарской нации – это новая татарская семья. Мы должны поменять отношение к татарской семье и начать воспринимать ее как очаг нации. Именно в семье должны разговаривать на родном языке и передавать традиции из поколения в поколение. Ведь если родители не будут общаться на родном языке, то ребенок никогда не заговорит на нем. Именно с пеленок, начиная с грудного возраста, мы должны прививать татарину любовь ко всему татарскому.

В отношении татарской семьи важно поднимать духовные вопросы – здесь речь идет о никахе, то есть духовном ЗАГСе. На наш взгляд, необходимо вернуть традицию для новой татарской семьи заключать и духовный брак – никах – одновременно с гражданским.

Время неумолимо движется, и многое уже упущено, многого уже не вернешь. Поэтому я считаю, что именно сегодня необходимо бороться за культурные ценности. Потому что завтра будет уже поздно. Давайте все задумаемся, а что будет с татарским языком через 50 лет? Ведь мы все ответственны за сохранение татарского языка. А будущее ребенка зависит от выбора родителей: или ребенок будет расти настоящим татарином, который уважает родителей, чтит традиции, или ребенок превратится в зомбированного представителя века глобализации, который кроме жаргонных слов ничего не знает.

О татарском языке в школах

Татарская нация исторически сохранилась благодаря трем составляющим: языку, культуре и религии ислам. Сейчас с сожалением приходится признать, что последние 25 лет оказались годами упущенных возможностей в вопросах преподавания татарского языка. Не созданы эффективные методики преподавания языка, в обществе не удалось утвердить мнение, что знать татарский – нужно и важно. Обязательное изучение татарского в школах не было подкреплено идеологически, и в результате мы видим, что даже сами татары не хотят изучать свой родной язык.

Обучение татарскому языку было необходимо сопровождать работой по созданию положительного имиджа Татарстана и татарского народа. Тогда дети неизбежно проникались бы любовью к Татарстану, родной культуре и истории. Можно было бы сделать обучение более эффективным, применяя на уроках элементы игры, давать знания через песни, фольклор, историю. Но существующие методики учили детей различать суффиксы и окончания вместо того, чтобы научить их говорить и общаться на татарском языке.

Важную роль в сохранении татарского языка играли и играют учителя татарского языка. Мы хотим обратиться ко всем учителям и напомнить, что будущее нашего языка зависит от того, как учителя будут вести работу с детьми, как будут прививать любовь детям к татарскому языку, истории. Мы мечтаем о том, чтобы все учителя татарского языка стали такими же продвинутыми, как казанский преподаватель Рашат Якупов.

Уже давно доказано, что изучение языков способствует общему развитию личности. Хотелось бы, чтобы жители Татарстана учитывали этот научный факт, отвечая на вопрос о том, нужен им татарский язык или нет. Они должны понимать, что татарский язык – это ключ к тюркскому миру. Зная язык Тукая, каждый может без переводчика общаться с турком, уйгуром, казахом, узбеком и представителями многих других тюркских народов.

Безусловно, нельзя людей принуждать к изучению языка, но идеологически объяснив это, можно дать людям понимание необходимости знания татарского языка. Понимание языка своего соседа, друга объединяет и сближает народы. Я уверен, что татарстанцы любят и уважают татар, и поэтому проблема с изучением татарского языка решится в его пользу. Ведь татарстанцы всегда были едины, и в этом случае в очередной раз покажут свою сплоченность, дружбу народов Татарстана.

Для того, чтобы не возникало проблем с изучением татарского языка, в том числе среди самих татар, мы должны новое поколение воспитывать татарами с пеленок до университета. Каждый татарин обязательно должен понимать, что при встрече с татарами он обязан общаться с ними на татарском языке. В этом отношении надо брать пример с кавказских народов.

Мы видим позитив в том, что началось бурное обсуждение темы сохранения татарского языка. В этой ситуации проявляется моральная подготовка, стойкость и объективная оценка реальности, самоанализ, самокритика татарина. В целом, молодежь должна пересмотреть свое отношение к татарскому языку. А для этого необходимо разработать новую методику обучения языку, основанную на международном опыте, издать интересную литературу, снять интересные фильмы, увеличить количество вывесок и указателей на улицах, организовать языковые лагеря, форумы для школьников, – одним словом, сделать татарский язык востребованным, популярным. Также нельзя забывать и о большой роли исламских организаций в деле сохранения татарского языка. Поэтому пятничные вагазы, лекции надо проводить и на татарском языке.

На данный момент мы считаем необходимыми встречи родителей и учеников с представителями национальных сообществ, в первую очередь Конгресса татар. Например, лекторы и ученые должны посещать школы и пропагандировать идеи сохранения татарской идентичности. В этом отношении показателен пример работы «Штаба»: при поддержке Конгресса татар в «Штабе» прошло около десяти лекций о сохранении татарского языка публициста Римзиля Валеева, академика Ильдара Утямышева, поэта Ахата Саттара, ученого Ильшата Саетова, писателя Шамиля Идиатуллина и других. Эти лекции – хороший пример для татарских автономий, организаций, школ, детских садов, институтов.

Татарская нация обречена на гибель, если у народа не сформировать понимание необходимости сохранения языка. Каждый татарин должен осознать ситуацию и должен задуматься, что именно с ним может исчезнуть татарский язык, переданный ему многими поколениями. У нас есть прекрасная идея создать сеть татарских организаций среди учеников в самих школах. Реализация этой идеи стала бы хорошим подспорьем в работе по сохранению татарского языка.

Частные детские сады и школы

Уверен, что для сохранения языка нам также необходимо открывать частные татарские школы с большим объемом изучения татарского языка и литературы. Именно по этому пути шли наши предшественники. Татарский дореволюционный опыт показывает, что татары сохранились как нация именно через частные школы.

Детсады и школы станут главным рычагом сохранения не только татар Москвы, но и татар всех регионов. В этих учреждениях вполне возможно воспитать татарскую молодежь на основе национальной идеи. Давайте обратимся к истории: при царе мы без помощи государства сохранили язык и культуру, потому что были частные школы и другие учебные заведения, которые содержались меценатами. Потеря идентичности татар началась после закрытия таких детсадов и школ.

Безусловно, татарам нужны частные институты для подготовки преподавательских кадров яслей, детсадов и школ. Но первоочередной задачей является открытие нескольких тысяч этих татарских яслей, детсадов и школ. Это должно стать единой татарской образовательной сетью.

Я уверен, что только участие меценатов, желающих вкладываться в нацию, поможет татарам сохранить свою идентичность. Сила татар – в финансовых возможностях. Если татарские миллионеры вложатся в национальные проекты, например, в открытие детсадов и школ, то это приведет к ренессансу татарской нации по всей России. Каждый миллионер вполне может открыть одну татарскую школу в своем городе. До революции 1917 года нация сохранилась благодаря усилиям и стараниям татарских меценатов.

Дело Табеева живет

В заключение хочу отметить, что дело и заветы нашего лидера Ф. А. Табеева живут, пока будет жить татарский народ по всей России. Ведь он завещал народу сохранить татарскую идентичность и стать успешным во всех отраслях. Это касается не только татар, но и всех татарстанцев, потому что всем нам дорог Татарстан, его многонациональный народ и вековая дружба татар и русских. Мне кажется, что именно при понимании наших соседей – в первую очередь русских – мы сможем сохранить себя как нацию. Поэтому мы решили возобновить работу «Клуба деловых людей – ДЛ-16», созданного в 1995 году Табеевым с целью объединения земляков. И в августе 2018 года клуб прошел перерегистрацию, а руководителем был избран генерал Расим Сулейманович Акчурин. Таким образом, дело Фикрята Табеева продолжается, а его имя живет в его славных делах. Для увековечивания памяти Табеева, который внес огромную лепту в развитие Татарстана, наш клуб предложил присвоить имя Табеева аэропорту Бегишево. 

В завершение хочу напомнить одну мудрую мысль: «Татарин не тот, у кого предки татары, а тот, у кого настоящими татарами вырастают дети и внуки».

Рустэм Ямалеев, Москва.

0

Автор публикации

не в сети 4 года

Штаб

18
Комментарии: 0Публикации: 367Регистрация: 20-09-2018

Добавить комментарий

Войти с помощью: