Больные мозоли системы образования
Осенью традиционно начинается учебная пора. Школьники и студенты вновь с головой уходят в знания, причем вместе с родителями и репетиторами, потому что без этой поддержки грызть гранит современной науки практически невозможно.
Школам Татарстана всегда есть чем похвалиться: гимназии и лицеи неизменно входят в российские рейтинги, занимая там достойные позиции, а продукт их деятельности – олимпиадники и 100-балльники – покоряют столичные вузы, подчас имея право выбирать из нескольких самых престижных. Но при всем внешнем благополучии система образования испытывает жесточайший кризис.
У каждой школы свой рейтинг, с одной стороны, ранжирование должно стимулировать аутсайдеров и давать преференции для лидеров. Чем выше место в рейтинге, тем больше преференций. Но это же становится и большой проблемой. В школах начинается бешеная гонка за показателями, в которой забывают о первоначальной миссии школы – давать знания всем и воспитывать разностороннюю личность. За бортом в итоге оказываются крепенькие середнячки, которые после 9 класса атакуют колледжи, а школа со всей округи набирает отличников-перфекционистов, которые принесут для школы победные баллы на ЕГЭ.
Не все благополучно и в кадровом обеспечении школ – сам министр образования РТ Ильсур Хадиуллин на недавнем совещании с педагогами говорил, что есть большой дефицит учителей, особенно по математике и физике. Нехватка кадров доходит до того, что ученики целыми классами ходят в другие школы, так как в своей нет педагога по предмету. В учительских чатах постоянно мелькают объявления о вакансиях, на которые согласны рассматривать даже студентов педколледжей или претендентов без педагогического опыта – лишь бы был диплом педагога, пусть и 20-летней давности. К сожалению, заманить в стены школ тоже не так-то просто – нагрузка и ответственность колоссальные, а зарплата оставляет желать большего.
Из этой ситуации вытекает следующая – старение кадров. Средний возраст учителя стартует от 45 лет и доходит до 55. Педагоги в возрасте зачастую не могут приспособиться к электронному документообороту, не понимают ценностей поколения зуммеров. Поэтому некоторые и ходят на работу по принципу лишь бы «доработать до пенсии», а такой подход, разумеется, не лучшим образом сказывается на образовательном процессе.
Свой отпечаток накладывают и текущие реалии в политической жизни страны. В условиях, когда идет сильнейшая западная пропаганда, борьба за умы, на учителей накладывается новая миссия — педагог сегодня должен не только видеть того, кто сидит за тетрадью и учебником, но смотреть далеко за школьный забор иподъездную дверь. Учителя сейчас, как и военнослужащие, тоже находятся на передовой – они должны с первого класса не только учить читать и писать, но и прививать детям моральные принципы, воспитывать патриотизм, уважение к стране, ее истории, флагу, гимну. Это одно из главных направлений на уровне государства.
В Татарстане к этим общероссийским проблемам прибавляется еще как минимум одна – с момента начала языкового кризиса в республике не у дел остались 3 тысячи учителей татарского языка. И изучение языка государствообразующей нации держится сейчас на энтузиастах. Проблему нужно срочно исправлять, а педагогов возвращать в школы, считают в Национальном конгрессе татар. Пока в Татарстане с помпой шли мероприятия, посвященные Дню учителя, президент НКТ Рустэм Ямалеев традиционно проехался с инспекцией по школам, чтобы понять – какие упущения имеются и как их исправлять.
95-летию Табеева посвящается…
Рустэм Ямалеев побывал в Нижнекамске в школах № 8, 12, 14, женской гимназии №13, в одной из самых больших школ – школе №29, где учится полторы тысячи учеников, в гимназиях №24, 32, 33, 37 и 38, в школе №36, где организовано табеевское движение. Также пообщался со студентами медколледжа, которому подарил более 300 книг по медицинским наукам, колледжа нефтехимии и нефтепереработки им. Лемаева, энергетического колледжа ихимико-технологического института. Посетил ряд казанских и челнинских школ, а также школу «Адымнар», которая произвела неизгладимое впечатление.
Свой визит глава НКТ называет октябрьским демаршем, основная цель которого выявление мотивированной, активной молодежи, нацеленной не только на достижение личного успеха, но и на решение актуальных общественных проблем, в том числе проблем с развитием татарской культуры и языка. Такие ученики и студенты в общей массе заметны сразу — по неравнодушию, по задаваемым вопросам, по огоньку в глазах. И свою миссию в НКТ видят в том, чтобы сделать все возможное, дабы этот огонек не угас. Селекцию, по мнению Ямалеева, следует проводить везде: будоражить школьные умы, сеять разумное, доброе, вечное, направлять энергию молодого поколения в нужное русло – на созидающий труд. И этот процесс должен проходить не для галочки, а для эффективного результата. Спикер должен заранее задуматься о том, что вынесутшкольники из таких бесед – услышат ли, почерпнут ли полезное для себя?
В первую очередь осенний цикл выступлений в школах посвящен 95-летию советского госдеятеля Фикрята Табеева. К великому сожалению, масштаб его личности не всегда понятен молодежи, хотя и живет она в республике, где обширная деятельность его воплотилась буквально в каждом камушке. Не случайно раис Татарстана Рустам Минниханов, спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин и другие руководители республики в последнее время все чаще упоминают имя Фикрята Ахмеджановича в контексте достижений республики. Благодаря этой грандиозной личности на промышленной карте страны появились два города – Нижнекамск и Набережные Челны.
«Я рассказываю о Табееве, о личных встречах с ним, какой он был в жизни, в быту. Я с Фикрятом Ахмеджановичем в детстве провел много времени – мой отец работал вместе с ним. Мы ходили на рыбалку. Рассказываю о том, как он воспитывал детей, какие наставления давал. Эти заповеди Табеева я и сам чту, и пытаюсь передать молодежи. Он призывал с упоением отдаваться работе, ставить максимально достижимые цели, стремиться к карьерному росту, быть образцом для подражания во всем. Мечтать по-табеевски – вот то, что я объясняю школьникам, пытаюсь раскрыть уникальность его личности», — говорит Ямалеев.
Глава НКТ интересуется и у ребят, о чем они мечтают. Разумеется, мечты молодежи направлены чаще всего на материальные блага: девушки хотят быть хозяйками салонов красоты, парни грезят о квартирах за границей, машинах, яхтах… Однако не для всех мерилом успешности является финансовое благополучие. Кто-то хочет большуюсемью, кто-то – стать ценным специалистом, а кто и просто — хорошим человеком.
«Дети должны мечтать о процветающей родине, о благополучии России, о том, чтобы пользу странеприносить. Старшие ребята имеют большее влияние на младшее поколение. Мысли, которые они несут своим младшим братьям и сестрам, имеют лучший эффект, нежели то, что им говорят взрослые. Мы хотим пробудить у них чувство помощи к ближнему, духовность, любовь к родине. И во время встреч активно это обсуждаем», — говорит Ямалеев.
Разговоры о важном
В Национальном конгрессе татар развитие высокоморального общества рассматривают неразрывно с приверженностью к религии. Поэтому на встречах с молодежью агитируют православных ходить в церковь, соблюдать божьи заповеди, держать пост, а мусульманпризывают чтить каноны шариата.
Глава НКТ поделился, что в последнее время на общественников обрушился шквал критики за создание на площадке штаба татар землячества кряшен. Однако с этой критикой в НКТ не согласны и считают, что православные татары должны быть верными своей вере и бытьбогобоязненными.
В беседах с подрастающим поколением Рустэм Ямалеевзнакомит с деятельностью Национального конгресса татар. Проводит презентацию 25 землячеств, которые созданы при штабе татар в Москве и также существуют в других регионах компактного проживания татар. Землячества имеют важное значение для консолидации сил в деле сохранения и развития культурного наследия, для общения татар друг с другом, для ощущения чувства локтя. Старшеклассникам заранее анонсируют работу землячеств,чтобы они, оказавшись на учебе далеко от малой родины, не чувствовали себя в одиночестве.
Среди тем для обсуждения – один из последних проектовштаба «Женский клуб», где поднимают важные темы. Например, недавно обсуждали роль женщины в семье. Что она должна поставить во главу угла? Заботу о муже, детях, быт и кухню? Или быть самодостаточной личностью, зарабатывать, заниматься карьерой? В штабе татар тема вызвала два часа жарких споров. Рустэм Ямалеевпредложил и школьникам порассуждать о том, кем онибудут в семейной жизни, сколько у них будет детей, какимибы они хотели видеть будущую жену или мужа. Школьники с удовольствием принимают участие в подобных дискуссиях. Они очень важны, потому что закладывают основу для благополучной семейной политики.
Одно из новых направлений в работе с молодежью — изучение родного края. В ходе встреч со школьниками глава НКТ обязательно задает вопросы по краеведению, истории и географии Татарстана, интересуется, знают ли ребята известных выходцев из родного города или района — ученых, писателей, спортсменов, героев.
Рустэм Ямалеев обычно просит несколько учениковрассказать о своих предках, героях-фронтовиках или тружениках тыла. Такие рассказы сразу выявляют, насколько хорошо ребенок знает историю своей семьи, прививают ли ему родители любовь и чувство гордости к предкам. «Мы стараемся, чтобы дети помнили о своей родословной, предках, знали историю их жизни. Хотя бы историю последних 100-150 лет. Потому что из этого складывается важный идеологический и психологический момент самоутверждения каждой личности. Если молодежь хорошо знает свое происхождение, историю края, дети вырастают цельными людьми. Именно так воспитывается патриотизм – не бутафорский, а подлинный», — говорит Рустэм Ямалеев.
«Давайте эсэмэски писать на татарском»
Особую тревогу в душе главы НКТ вызывает в современной школе отношение руководства, педагогов и родителей к татарской культуре и языку. Радует, что почти в каждом образовательном учреждении есть энтузиасты, благодаря которым сохраняются традиции преподавания родного языка, а директора, даже не будучи татарами, всячески поддерживают учителей. Однако на голом энтузиазме далеко не уедешь. Необходимо усилить работу с родителями, особенно молодыми, чтобы они могли мотивировать своих детей на углубленное изучение языка, на котором говорили великие деятели татарского искусства, науки и литературы. Еще до начала учебы в школе с родителями-татарами будущих первоклассников необходимо проводить разъяснительную работу, объясняя меру ответственности за будущие поколения. Чтобы,переступив порог школы, дети осознанно шли в татарскиегруппы. Язык — это наше национальное богатство, это духовность, история родного края. Если родители считают, что их детям не нужен татарский, они просто не ведают, что говорят. Перефразируя известную строчку песни ВладимираВысоцкого, можно сказать – не те они книги в детстве читали.
Разумеется, школе нужны новые методики преподавания, новые учебники и пособия, онлайн-формат языкового обучения. Учителя должны шагать в ногу со временем. И на таких педагогов, , которые придумывают современные методики изучения татарского языка, следует равняться и другим коллегам.
У Национального конгресса татар есть стратегия из 36 пунктов по сохранению татарского языка и культуры. И общественники готовы поделиться со школами своими методиками, которые основаны на тренинге. Раньше его практиковали только со студентами старших курсов, но сейчас обкатывают и на первокурсниках. В Штабе татар Москвы специально для студенчества в 2018 году открыли штаб татарской молодежи, где смотрят фильмы на татарском языке, читают литературу, обсуждают духовно-нравственные ценности мусульман.
«Давайте все будем говорить друг с другом на татарском, эсэмэски писать на татарском. Ведь у нас, страшно сказать, 50 процентов татар не знают своего языка, не умеют читать и писать на нем. Потому мы большие надежды возлагаем нанаших учителей. Они должны понимать свою значимость и воодушевленно работать. А создавать им условия должнымы. Когда наша делегация Национального конгресса татар приезжает из Москвы в Казань, мы заряжаемся татарскимдухом от встреч с корифеями татарского мира – это РимзильВалеев, Ренат Закиров, Хатип Миннегулов, Разиль Валеев. Если бы на эти встречи приходили и педагоги татарского языка, они могли бы обсуждать всевозможные проблемы, меры поддержки, направления развития. И тоже уходили бы воодушевленными», — уверен Рустэм Ямалеев.
Проблемы изучения татарского в школе в целом упираются в нехватку педагогических кадров. Рустэм Ямалеев считает, что директора должны подыскивать преподавателей для своей школы даже не со студенческой скамьи, а среди учеников, когда они сидят за партой в старших классах. Время диктует очень серьезные требования к педагогам, и если учитель им не соответствует, он может невольно причинить вред детям — настолько это тонкая и скрупулезная работа.
Безусловно, необходимо повышать престиж профессии учителя путем материального стимулирования — увеличения заработной платы и выплаты различных надбавок и премий. Педагог без достойных средств для жизни чувствует себя неудачником, человеком, который не может занять достойное место в обществе. Сможет ли человек с такой самооценкой воспитать достойное будущее поколение?
В НКТ считают, что на систему образования не стоит жалеть средств, и первую скрипку в этом должно играть государство. Кроме того, сохранение языка и культуры видится Рустэму Ямалееву в открытии частных школ. Системе образования должны помогать и меценаты, которые, как в царские времена, будут строить медресе, приюты и брать их на содержание.
В завершение школьных встреч президент НКТ по традиции уже третий год презентует сборник произведений татарских авторов «Уз жиремдэ – уз телем». За два года удалось распрострнаить более 8 тысяч экземпляров. Многие про нее уже знают, а в нижнекамской гимназии №1 два старшеклассника продекламировали наизусть два стихотворения из этой книги. Всем школам глава НКТ подарил по упаковке книг для библиотек.
Пресс-центр Национального конгресса татар