Так часто бывает, что очевидность и историческая ценность некоторых событий и фактов становится ясной спустя время. Вот и сейчас по прошествии 5лет с момента реализации самого резонансногопроекта Штаба татар Москвы по благоустройству православного погоста в селе Красный Бор Агрызского района Татарстана, многим только сейчас приходит понимание, что это был очень нужный пример межконфессионального взаимодействия, свидетельствующий о мире и согласии в большой семье российских народов.
Всё бы ничего, если бы этот погост не был местом поклонения православным старцам, чудесным образом исцеляющим болящих и дающим духовную силу заблудшим. По рассказам старожилов, сюда тайком по ночам приходили бесплодные женщины и девушки даже мусульманской веры, которые спустя время обретали своё материнское счастье. Людская молва о чудотворном погосте широко распространилась по поволжским регионам, откуда в Красный Бор, называвшийся в те времена Пьяным Бором, стекались многочисленные страждущие.
Эта история началась в конце XVI века, когда группа почитаемых православных миссионеров, сплавлявшаяся из Москвы вниз по Волге и проповедовавшая поволжским народам свет христианской веры, поздней осенью застряла на своём корабле в заледеневшей Каме и вышла на берег Пьяного Бора для зимовки, где жили в основном татары и удмурты. Миссионерская группа была довольно представительной и насчитывала от 150 до 200 человек. Первым делом они построили деревянный православный храм и лекарню, ведь медицинских учреждений в то время не было и многие священники обладали определенными лекарскими знаниями для оказания медицинской помощи прихожанам и местному населению, благодаря чему коренные жители этого небольшого поволжского поселения благосклонно отнеслись к заезжим гостям.
Среди миссионеров было не мало священников преклонного возраста и часть из них не смогли пережить эту долгую зимовку в связи с чем в Пьяном Бору возник обустроенный погост, ведь умершие старцы были высокого религиозного чина, имевшие своих духовных учеников по всей России, и их хоронили по особому ритуалу и с особыми почестями. Захоронение почивших в ту зиму пяти старцев произвели в специально построенном глубоком кирпичном склепе и с того времени возникла ритуальная православная традиция захоранивать на красноборском погосте видных православных священнослужителей.
В конце XIX века вместо деревянной церкви был возведён большой кирпичный храм. К тому времени на погосте было уже порядка 80 захоронений священников, купцов, учителей и лекарей со всего Прикамья. Почтить память усопших и попросить их заступничества к погосту стекались многочисленные верующие и по приданьям их мольбы всякий раз были услышаны. Кто-то искал душевного покоя, кто-то просил о здоровье, кому-то была нужна удача, у православных людей даже сложился обряд — они трижды обходили кругом погост со своими мольбами. Отсюда возникло народное поверье, что красноборский погост – это чудотворное место, утоляющее молящих.
В революционные годы большевики прекратили в храме религиозную деятельность и организовали в нём клуб культуры, а в 1976 году и вовсе снесли бульдозером вместе с погостом, закопав остатки захороненных с носильными крестами, гробовыми досками и надгробными плитами в двух глубоких рвах на одном из холмов Красного Бора потому, что эта территория попадала под затопление в связи со строительством Нижнекамского водохранилища. Местные жители со слезами наблюдали за происходящим святотатством и очень опасались Божьего гнева за содеянное надругательство над святынями.
Старожилы вспоминали, что после Великой Отечественной войны вернулось много покалеченных физически и травмированных психически людей и некоторые из них специально приезжали в Красный Бор просить помощи у святых старцев, обходили три ритуальных круга и после этого бросали свои костыли и палки и уходили на собственных ногах с этого чудотворного места силы.Погост в Красном Бору был самым мощным местомПрикамской зоны того времени. По своей силе он возможно сравним с мощами Святой Матроны в Москве, находящимся неподалёку от исторической площадки Штаба татар, куда приходит от полутысячи молящихся в день.
К нулевым годам от места стихийного перезахоронения времён 1970-х годов осталось два маленьких заросших кустарником бугорка посреди большой кладбищенской свалки со старыми венками, пластиковыми бутылками, увядшими цветами, ржавыми частями могильных ограждений. Не удивительно, что к этому месту возник интерес чёрных копателей, которые надеялись поживиться старинными церковными украшениями из драгоценных металлов и камней. Всё это сильно беспокоило жителей Красного Бора, которые из поколения в поколение передавали легенды об этом удивительном месте, но вопрос его благоустройства никого из власть предержащих не беспокоил.
В 2017 году в Красном Бору начала работать мечеть «Сажда», построенная местной мусульманской общиной во главе с ЮлдузомХабибуллиным при поддержке Штаба татар Москвы, возглавляемого Рустэмом Ямалеевым, что стало настоящим событием для всего Прикамья. Неожиданно для Р. Ф. Ямалеева после открытия мечети ему стали поступать многочисленные письма от православных красноборцев с просьбой облагородить заброшенный погост. Для оценки имеющихся потребностей и сопоставления их со своими возможностями Президент Штаба татар Москвы несколько раз приезжал в Красный Бор и каждый раз местные бабушки, ещё помнящие погост до разрушения, со слезами на глазах говорили, что «не могут спокойно умереть пока не будет благоустроен погост» и Штаб татар взялся за его облагораживание. Организационными усилиями Рустэма Ямалеева в 2019 году был убран и вывезен весь мусор, выровнены ямы, выкопанные черными копателями, установлено ограждение, после чего местная православная община установила на этом месте крест и освятила его. Удивлению штабистов не было предела, когда вместо слов благодарности на них обрушился шквал критики, мол «причём тут мусульмане и татары» или «зачем вмешиваться в жизнь православных». Но Р. Ф. Ямалеев не поддался эмоциям недоброжелателей и невзирая на осуждение организовал поисковую деятельность в архивах, чтобы восстановить имена захороненных там людейи наверняка кто-то из красноборцев найдёт в этих списках своих дедов и восстановит семейное родовое древо.
Рустэм Ямалеев уверен, что восстановление и облагораживание святынь, прежде всего, влияет на формирование духовности у молодёжи и не так важно мусульманская это молодёжь или православная, главное – вера, молитва и любовь к ближнему. К сожалению, в Красном Бору нет православного храма, а старожилы мечтают и были бы рады даже маленькой часовне на восстановленном чудотворном погосте и о крестном ходе по большим церковным праздникам. До сих пор к погосту идут люди. Каждый день рядом с ним стоят незнакомые машины с неместными номерами.
В Штабе татар надеются, что придёт такое время,когда в Красном Бору будет и часовня, и храм, а погост, как статусное историческое захоронение федерального значения, обретет надгробные плиты с менами всех упокоенных там людей. Поэтому сегодня очень важно восстановить имена захороненных на погосте восьмидесяти человек, делать регулярный молебен об упокоении их душ и в память о них организовать церковно-приходскую школу.
«Такая деятельность по восстановлению исторической справедливости должна вестись по всей стране, — считает Рустэм Ямалеев, — в советский период нашей истории было много расстрелянных и брошенных в лагеря священнослужителей и православной, и мусульманской веры нужно восстанавливать их имена и важно вести просветительскую работу среди молодежи, чтобы подобное никогда не повторилось».
Штаб татар ведёт постоянную просветительскую работу среди молодежи, приглашает имамов, разъясняет смыл постов и рассказывает о традициях празднования Ураза-Байрам и Курбан-Байрам. Важно, чтобы такая же работа велась и среди православной молодёжи, приучая её к позабытой традиции воскресных посещений храмов.
Спустя 5 лет после восстановления погоста в Красном Боре Р. Ф. Ямалеев подытоживает «сколько детей родилось за это время, сколько больных людей выздоровело, сколько заблудших нашли свой единственно верный путь и, видимо, на то была воля Всевышнего Господа, чтобы именно мусульмане восстановили православную святыню».
«Мы гордимся своим решением, — говорит Президент Штаба татар, — гордимся своим поступком, что именно нашими руками это всё было сделано и, наверное, это одно из самых больших чудес и самых важных творений».
В ближайшее время Штаб татар планирует организовать поездку в Красный Бор для представителей московской общины православных татар, с которой вопреки всякой критике тесно сотрудничает уже не первый год.
«У нас единая история, одно прошлое и одно будущее, единственное – у нас разные религии, но это только обогащает нашу общую историю многоликой семьи народов» — уверен Президент Штаба татар Рустэм Ямалеев.
Пресс-служба Штаба татар