Праздник музыки, песни и танца от Государственного Ансамля

Мероприятия такого уровня всего год назад проходили бы в Кремлевском Дворце, Концертном зале им.Чайковского или, в крайнем случае, в зале любого крупного столичного театра. Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан начал гастрольный тур в рамках федеральной гастрольной программы «Мы — Россия». Вчера, в конце осени 2020, премьера великолепной новой программы «Родная сторона/Туган ил» прошла в небольшом уютном пространстве Концертного зал «Измайлово». Двадцать пять процентов наполнения зрительного зала это ничто, особенно, когда мы говорим о коллективе такого масштаба и о татарах Москвы.

Премьерный концерт состоялся, и это было грандиозно! Первое отделение было настолько динамичным и ярким, настолько красивым, разнообразным и качественно составленным, что зрители вполне резонно подумали: концерт шел без перерыва на антракт, и это более, чем понятно в сложившихся обстоятельствах. Когда прекрасная ведущая объявила перерыв, то это прозвучало неожиданно.

Коллективу ансамбля уже более 80 лет, и на протяжении всей своей истории профессионааалы своего дела сораяют исконные национальные традиции, музыкальную и танцевальную культуру, прикладное искусство и обряды татарского народа.

Первое отделение концерта было составлено из лучших номеров золотого фонда ансамбля. Непревзойденное мастерство танцоров, замечательные голоса солистов хора, роскошное исполнение оркестра – все это никого не оставило равнодушным. Практически на каждом номере кто-то из зрителей ахал от восторга, глядя на роскошные костюмы: богатство орнаментов, удачное сочетание цветов, четко выверенная стилистика, яркость, и при этом ничего кричащего и безвкусного. Аплодисменты заслужили и дизайнеры костюмов, и все, кто принимал участие в пошиве всего этого великолепия.

Второе отделение стало настоящим подарком – зрители увидели премьеру музыкально-хореографического спектакля «Туй»  («Свадьба»). Ансамбль очень бережно, с большой любовью к традиционным обрядам, и при этом, душевно и с юмором. Зрителей познакомили с обрядом сватовства казанского татарина и девушки из сибирских татар. Отличный сценарий, актерское мастерство, идея – все это выше всяких похвал. Красавец жених, состояние влюбленности, обряд сватовства, поддержка родных и друзей, единство семьи и рода. Зрители, затаив дыхание, смотрели, как готовили невесту к свадьбе: народные песни, обряд одевания и украшения невесты, волнение и радость родных – артисты очень тонко смогли все передать через движение и музыку. Конечно, и мулла, и никях, и тишина молитвы, все это было.

Замечательно, что в своем творчестве ансамбль транслирует идею единства татарского народа несмотря на расстояния. Ансамбль постоянно изучает культуру и быт татарских общин, живущих в разных уголках страны, включает это в свое творчество, и вот уже восемь десятилетий публика благодарно рукоплещет артистам на концертах. Когда прозвучали финальные аккорды концерта в КЦ «Измайлово», зал пятнадцать минут аплодировал стоя, в разных концах зрительного зала постоянно звучало «Браво!» и «Спасибо!» Было приятно, что на сцену вышел народный артист РТ, художественный руководитель ансамбля Айрат Хаметов, он сказал очень нужные слова о важности единства и поддержки друг друга, поблагодарил зрителей за теплый прием.  В финале вечера артисты ансамбля и весь зрительный зал вместе спели песню «Кубэляк».

Большая благодарность коллективу ансамбля, Министерству культуры РТ и продюсерскому центру «Заманча», благодаря которому концерт состоялся в Москве.

0

Вечер стратегического планирования

 

Штаба татар собрал активистов для обсуждения итогов уходящего года и планирования мероприятий на 2021 год. В этом году у штаба, как и у всего остального мира, многое пошло не по плану. Тем не менее, год можно назвать в определенном смысле успешным, т.к. учитывая обстоятельства и внесенные коррективы, получилось сделать очень многое. На собрании присутствовал основной состав активистов, студенты, а так же новички-первокурсники. Из-за введенных ограничений аксакалы штаба по во возможности присутствовали в онлайн формате.

В начале вечера координатор штаба Гульнара Яруллина рассказала, как прошел 2020й для общественников Москвы и для штаба татар в частности. В этом году значительно расширился диапазон благотворительной деятельности, с марта активисты штаба сразу подключились к мероприятиям по помощи аксакалам, пенсионерам, нуждающимся семьям. С апреля начал работать психолог на телефоне, участники медицинского клуба «Гиппократ» оказывали телефонные консультации тем, кто не имел возможности попасть в поликлинику. Развозились продукты, газеты, подарки к Рамадану, Дню Победы, Ураза байрам. Были поездки в детдома, перечисления в фонд им.А.Вавиловой, отправка по 400 литров качественного сока на Курбан байрам в мечети Казани, Агрыза, Иваново, Уфа, Нижнекамск и другие города. Представители штаба помогли с книгами и газетами татарским читальным залам вбиблиотеках 10 районов Татарстана, а так же в 7 субъектах России. Была проведена традиционная подписная кампания на татарские газеты Москвы, Уфы, Ижевска, Казани, в общей сложности быловыписано 16000 экземпляров газет, которые были розданы аксакалам, пенсионерам, молодежи. Многое из запланированногопришлось перенести в онлайн формат, многое отменить. Тем не менее, начатый в прошлом году проект «100 фильмов к столетию Татарстана» был завершен, и все фильмы можно увидеть на youtube канале штаба. Штаба татар выпустил газету «Туган тел, туган ил» тиражом 5000 экземпляров.

C конца августа штаб татар возобновил офлайн мероприятия, частично восстановив график встреч клубов штаба, и регулярность культурно-просветительских встреч. К сожалению, обстановка с коронавирусом исключила из активной жизни аксакалов, рисковать здоровьем совсем ни к чему, поэтому прошло только одно собрание в сентябре, конечно, с соблюдением всех требований и санитарных норм. Молодежь собиралась по несколько раз каждый месяц, поэтому удалось осуществить запланированные мероприятия по подготовке к переписи населения, встречи с психологами, общение с приглашенными хазратами. Руководство и активисты штаба успели посетить несколько городов в разных регионах, где общались с молодежными и общественными организациями на тему переписи населения, обсуждали принятую ВКТ стратегию действия, делились опытом по повышению интереса и обучению татарскому языку. Так же было проведено три благотворительных вечера знакомств и игры клуба «Татармафия». К счастью, разморозились спортивные и культурные мероприятия, и болельщики татарстанских команд из штаба татар могли посетить матчи по хоккею. А любители театра и концертов посетили спектакли театра им.Тинчурина. Громким событием стал Круглый Стол тюркских народов, который прошел в штабе татар в октябре. Представители нескольких республик, регионов и стран обсудили актуальные вопросы современного тюркского мира и приняли важную резолюцию, составили план дальнейших встреч и действий. В Казани штаб провел встречу общественников в сентябре и форум блогеров в ноябре, эти мероприятия были посвящены серьезным вопросам, стоящими сейчас перед татарами.Штаб татар проводит политику Татарстана и линию Президента Р. Минниханова.

Вторая часть вечера была посвящена разработке плана мероприятий на следующий год. Каждый имел возможность высказаться, внести предложения, высказать мнение, стать организатором какого-то мероприятия. Гульнара напомнила, что важно соотнести планы деятельности штаба с принятой в Казани стратегией, чтобы была возможность успешно работать по всем направлениям. На встрече были представители из Башкортостана, они попросили до начала переписи снова приехать в Уфу, как это было сделано в прошлом году. Тогда была проведена серьезная работа с общественными организациями. После жарких дебатов был составлен предварительный список проектов, акций, встреч, ответственных за проведение. Совету штаба предстоит обработать данный список и распределить график работы и жизни штаба в следующем году. Затем план мероприятий штаба на 2021 год будет отправлен в ВКТ. В этом году в Москву приехало большое количество неравнодушных студентов-татар, которые тут же включились в работу землячеств татар в своих вузах, новички-первокурсники органично включились в работу штаба, этот дает надежду на то, что в следующем году у штаба станет еще больше помощников.

 

0

Концерт Динара Байтемирова и Александра Кагана

23 ноября в центре Москвы ценители настоящей музыки получилинеожиданный подарок в виде камерного концерта прекрасногобаритона из Санкт-Петербурга Динара Байтемирова и пианиста-виртуоза Александра Кагана. Динар давний друг штаба татар Москвы, выпускник Санкт-Петербургский консерватории, обладатель очень теплого, бархатного тембра голоса. Динару аккомпанировал известный пианист, концертмейстер, заслуженный артист России Александр Каган. Он выступал с лучшими из лучших певцов советской и российской сцены: Л.Сенчиной, Сергеем Захаровым, Е.Образцовой, М.Магомаевым, И.Кобзоном и др. Александр человек, которого можно слушать часами и как пианиста, и как рассказчика.

В очень приятном небольшом концертном пространстве на Патриарших прудах прозвучала программа из известных песен советской эстрады, неаполитанских песен, популярных татарских «Эх, сез матур кызлар» и «Былбылым». Репертуар был мастерски подобран из эстрады, классики и инструментальной музыки к любимым фильмам, которую великолепно исполнил Александр.Динар сам вел концерт, очень легко и открыто общался с публикой, Александр рассказал несколько интересных историй из богатой артистической жизни. Получился такой концерт-разговор.

 

Атмосфера совсем небольшого зала была очень душевной, свет над зрителями затемнили, рояль высветили, все внимание было на двух замечательных артистов, на музыку и слова. Не все из приглашенных зрителей смогли приехать, но тем, кто присутствовал, несказанно повезло. Это был эксклюзивный вечер для настоящих ценителей.  Зрители искупались в волнах своей памяти, в каких-то своих счастливых временах, которые были прожиты под эти бессмертные великолепные песни и музыку.Артисты мастерски вплели в свой концерт небольшую викторину на знание известных композиций, и зрители с большим удовольствием включились в игру. Были и подарки: Динар подарил победителям музыкальные диски.

 

Штаб татар взял небольшие интервью у Динара Байтемирова и Александра Кагана. Динар сразу располагает к общению, очень открытый, искренний, улыбчивый. Он рассказал, что отдал предпочтение камерному формату именно потому, что это делает певца более свободным, гибким, расширяет репертуар и дает возможность быть ближе к своему зрителю. Мы хотели узнать, есть ли у певца какие-то тайные ритуалы, которые помогают ему легко выходить на сцену. Динар дипломатично не стал раскрывать свои тайны, лишь подробно рассказал, как важно подготовить голосовой аппарат. У лауреата международных конкурсов, прекрасного баритона и очень артистичного певца нет кумиров среди певцов. Динар рассказал, что во время учебы он учился у каждого, впитывал все нюансы, осваивал мастерство знаменитых и легендарных артистов мировой сцены, но всегда старался оставаться самим собой.

Александр Каган очень тепло отозвался обо всех певцах, с кем работал. После того, как не стало Сергея Захарова, пианист буквально не понимал, сможет ли так крепко и красиво сработаться с кем-то еще. А потом появился Динар Байтемиров, совершенно иной по темпераменту, по тембру голоса, но равный по трепетному отношению к музыкальному материалу и тексту.

 

Удивительный был вечер, «глоток свежего воздуха», как выразилась одна из зрительниц. Хочется добавить одну деталь. Среди зрителей была Галина Хрисанова, лауреат международногоконкурса романса им. И.Юрьевой, во время которого она познакомилась с Динаром Байтемировым. Вот такую историюрассказала Галина.

У ее мамы в мамы разгар периода самоизоляции был день рождения, и Галина растерялась, как сделать для мамы подарок,когда даже цветы не продавали. После конкурса романса участникиподружились, общались между собой, и Галина посоветовалась с Динаром по поводу подарка. А Динар Байтемиров и Александр Григорьевич Каган решили сделать для мамы Галины красивый музыкальный подарок: Динар записал видео-поздравление, где они с Александром сыграли и спели от души для незнакомого человека.Как повезло человечеству, что у него есть музыка!

 

0

Тәнкыйть урынлымы?

Мәскәү татарлары Штабы Әгерҗе районының Красный Бор авылында элекке чиркәү урынында кәшәнә (часовня) төзергә алынулары турында хәбәр иткәч, социаль челтәрләрдә төрле фикерләр яңгырады. Бу хакта Штаб җитәкчесе Рөстәм Ямалиев фикерен сезгә җиткерәбез.

Бик актуаль тема булып чыкты бу. Минзәлә каршында Кама аркылы Красный Бор авылы бар. Шунда бик зур агач чиркәү бар иде. Унсигезенче гасыр башында төзелгән. Ул янгач, кирпечтән бик зур чиркәү төзегәннәр. Анда чиркәү мәктәбе булган. Кешеләрне укырга-язарга өйрәткәннәр. Янәшәсендә күренекле чиркәү кешеләре яшәгән. 1930нчы елларда чиркәү ябылган, аны шартлатып, бульдозерлар белән эттереп җимергәннәр.
Чиркәү зиратында бик танылган, гомер буе чиркәүдә эшләгән, чиркәүгә ярдәм итеп яшәгән кешеләр җирләнгән. Шул шәхесләр аркасында бу бик абруйлы урын иде. Кешеләр, зират янына килеп, зират тирәли өч тапкыр әйләнеп, шифа алып китеп була дип белгән. Бала таба алмаучылар да балага уза дип ышанганнар. Совет вакытында бульдозерлар белән 250 еллык чиркәү янындагы кабер ташларын алып, ике-өч самосвал белән сөякләр-такталар, бөтен чүп-чарны зират янында казылган канауга аударганнар. Зиратның коймасы да, тәресе дә, аерым билгесе дә юк.
Красный Борда Штаб шефлыкка алган балалар йорты бар. Без балаларны ел саен беренче сентябрьгә әзерлибез. Штаб шефлыгындагы мәчет бар. Анда барып, ифтарлар уздырганда, безгә һәрвакыт рус кешеләре килеп, зинһар, берәр нәрсә — йә койма ясагыз, йә тәре куегыз, дип сорыйлар.
Минем әби: «Урыслар булса да, берәр койма куярга иде аларга», — дип әйтә иде. Чөнки анда сөякләрнең чүп-чар белән өелеп ятуын бөтен кеше күреп торды. Кем анда күмелгән — хәзер инде исемлекләре бар. Әгерҗедә Татар конгрессы активистлары бар, алар исемлекләрне таба. Аксакаллар шурасына 4-5 ел эчендә берничә хат килде, бездән шул урында койма тотып, тәре куюны, кәшәнә ясауны сорыйлар. Безнең Аксакаллар шурасы рәисе академик Йолдыз Хәлиуллин Әгерҗедән. Аның Әгерҗедәге дус­лары гел хат язып тора. Шурада киңәшкәндә, фикерләр дә аерылды: «Ничек инде татарлар, мөселманнар тәре куеп йөрсен?» — диючеләр дә булды. Уйладык-уйладык та, урындагы авыл советына хат яздык. Конгрессның Әгерҗедәге бүлеге рәсми рөхсәт бирде: «Мөмкинлегегез булса, төзегез инде, безгә дә кешеләрдән андый хатлар килә. Красный Бор өчен бу бик статуслы урын, койма булса да тотыгыз». Анда «кара казучылар» да бар, бәлки берәр нәрсә табарбыз дип, кырыйдан казый башлаганнар. Шундый ажиотаж, тәнкыйть булыр дип уйламаган идек. Мөселманнар миңа әллә нинди хатлар яздылар. «Нигә сез шундый эш эшлисез», «Безгә килешми бит», «Сез сатлык, сез фәлән-төгән…” Штабка моның кадәр тәнкыйть булганы юк иде, без татар-мөселман дөньясында ниндидер гаеп иясе булдык.

Без җыелып киңәшләштек инде, уебыздан баш тартмаячакбыз. Хәзер без коймага заказ бирдек, акчасын тапшырдык, тәресен үзебез куймыйбыз, алар куялар. Койма тотып, тәре куеп, кәшәнә куйсак, ул православлар өчен хаҗ кылу урыны булачак. Без православларга да үрнәк күрсәтәбез — бәлки сез дә татарларга шундый ук мөнәсәбәттә булырсыз дип. Икенчедән, яшьләргә үрнәк — Икенче дөнья сугышы батырларының, репрессияләнгән шәхесләрнең күмәк каберлекләре бар. Ничә мулла, попларны репрессия елларында атканнар, күбесенең исемнәрен белмибез. Тәнкыйтькә ничек тә түзәрбез. Дөрес эш бу, без куймасак, аны беркем куймаячак.

Минем әби тынычлап йокласын, мин аның сүзләрен гел искә төшерәм. Әбием Уразай авылыннан, ире — ­укыган шәкерт. Ул чакта гарәпчә язарга ярамаган, бик белемле булса да. Ятлап укыту методикасы белән өйрәткән. Мөхлисә Буби аларга бик нык тәэсир иткән. Мөхлисә Буби бездә берничә тапкыр кунак булган, алар белән аралашкан. Әби көн саен укый торган булган. Бабай — мулла, сугышның беренче елында ук үлеп киткән. Ул — йөзләгән-меңләгән кешене намазга бастырган кеше. Минем әби мөселман булса да, «Ничек инде алар койма тотмыйлар? Ничек инде шулай каберләрне кабахәтләрчә мыскыл иткәннәр?» — дип әйтә иде. Ул минем йөрәктә калды. Ифтарларга килгәч, «Без тынычлап теге дөньяга китә алмыйбыз, тынычлап йоклый алмыйбыз», — дип үтенеп сораучылар күп булгач, хатлар алгач, без бу эшне эшләргә уйладык. Штабка иконалар да бүләк иткәннәре бар. Без бит аларга гыйбадәт предметы буларак түгел, антиквариат дип карыйбыз. Ул иконаларны җыеп, Питрау көненә бүләк итеп бирдек. Монда бит сәясәт тә бар — без монда җанисәп турында сөйлибез. Бездә бит православ татарлар да бар, алар да безнеке бит. Чиркәү зиратында да чукынган татарлар бар, исемлекләрдә татар исем-фамилияләре дә очрый. Алар да безнеке бит. Дәвалаучылар урысны да, татарны да, удмуртны да дәвалаган. Мөселманмы, түгелме — сорамаганнар. Безнең шефлыктагы балалар йортында без балалардан «Син мөселманмы, христианмы?» — дип сорамыйбыз. Машина белән барганда юл аша чыгучы әбигә ярдәм иткәндә “Сез православмы?» — дип сорамыйсыз бит. Монда тәнкыйть урынлы түгел, минемчә.
Бу — чыннан да, бик четерекле тема. Изгелек эшләргә йөрүчеләрне тәнкыйтьләргә хак­лымы без? Хөрмәтле газета укучыларыбыз, сезнең фикерләрне дә көтеп калабыз.

Тәнкыйть урынлымы?

 

0

Бердәм булыйк, бергә булыйк!

Мәскәү татарлары штабы җитәкчесе Рөстәм Җамалиевның  милләттәшләребезгә мөрәҗәгате

Кардәшләр, милләттәшләр, менә яңа елга да аяк бастык. Төкле аягың белән кил, 2021нче ел! Былтыргыдан игелеклерәк, мәрхәмәтлерәк булырсың дип өмет итәбез.

Узып киткән ел, бердән, мул уңышы белән куандырса – җиләк-җимешен, яшелчәсен күпбирсә, илебез амбарлары иген белән тулса, икенчедән, пандемия зәхмәте чире бик күп гаиләләргә кагылды, шактый корбаннар алды. Рухи-рухани дөньябызда да хилафлыклар хәттин ашкан. Әлегәчә мәктәпләрдә татар теле һәм әдәбияты, татар тарихы сәгатьләрен үзебез теләгәнчә укыта алмыйбыз, милли мәгарифебезне аякка бастыра алмыйбыз. Татарстаннан читтәге татар төбәкләрендә, аерым алганда, Омск шәһәрендә берничә мең татар баласы мәктәпкә йөрсә дә, атнасына бер генә сәгать булса да туган телебездә белем алудан мәхрүм кала. Югыйса, татар ата-аналары, балаларыбызга татар телендә гыйлем бирегез, дип таләп иткән сурәттә, дәүләт чиновниклары милли мәгарифебезгә йөз белән борылырга  мәҗбүр булыр иде. Чи татар авылы була торып та, мәктәп уставында татар мәктәбе дигән төшенчә беркетелми, ата-аналар комитеты милли мәгарифкә битараф икән, билгеле, район түрәләре  мәктәпләрне тиешле милли дәреслекләр, татар теле укытучылары белән дә тәэмин итү чарасын күрмиячәк, татар теле, тарихы белгечләренең квалификациясен күтәреп торуны да кайгыртмаячак. Нигә болай мәгарифкә басым ясыйбыз соң? Бүген милләтебезнең сафлыгы, саулыгы өчен көрәш,  фронт сызыгы мәктәпләр аша үтә.

      Милли матбугат, гомумән, милли мәгълүмат кырында каләм уйнаткан әһелләребез, журналистлар, тәгаен алганда, блогерлар да милли мәгарифебезне, милли мәдәниятебезне кайгыртуны игүтибар үзәгенә куйсыннар иде.  Югыйса, кайбер блогерлардан, татарча язсаң, кеше җыеп булмый, дигән уфтанулар ишетергә туры килә. Начар биючегә аяклары комачаулый, диләр. Ничек язасың, ничек тырышасың бит. Акча артыннан гына куасың икән, аңлашыла инде…

      Мәгълүм сәбәпләр аркасында, халык саны алу былтырдан быелга күчте.   Һәртөрле провакацияләргә бирелмәгәндә, милләтебезнең татулыгын саулыгын, татулыгын кайгыртканда, бер милләттәшебезне дә югалтмабыз, тагын да ишлерәк, бердәмрәк халык булырбыз, иншала!

Бердәм булыйк, бергә булыйк, кардәшләр, милләттәшләр!

0

Татарский язык и культура сохраняются через творчество

Штаб татар Москвы часто бывает в регионах России и знакомится с татарами из разных городов, налаживает контакты и делится своим опытом. В столице Удмуртии Ижевске штаб посетил Дом дружбы народов, где пообщался с участниками Образцового ансамбля танца, песни и музыки «Асылъ Яр».

«Асылъяр» удивительный ансамбль. Все начиналось десять лет назад буквально с трех человек, которых собрала руководитель ансамбля Лариса Алековна Гайнутдинова, много лет проработавшая в фольклорном ансамбле «Танок». Имея татарские корни, Лариса Алековна взялась за организацию танцевальной группы. Постепенно количество участников росло, все больше родителей приводили своих детей к очень энергичной, активной и творческой руководительнице. Причем если сначала планировалось сделать группу для подростков, то вскоре оказалось, что танцевать татарские танцы хотят и младшие школьники и дошкольники. Одна из участниц Нурмухаметова Альбина Ильгизовна стала хореографом малышей, сейчас в ансамбле самым младшим артистам всего 3-4 года. Из небольшой группы коллектив вырос в образцовый ансамбль, который ездит по стране на конкурсы и фестивали, представляя татар Удмуртии. А танцы ребята танцуют очень разные, стараясь представить все разнообразие народной культуры,  не останавливается на изучении традиций только татарского народа: в репертуаре песни, танцы и музыкальные постановки башкир, кряшен, нагайбаков, крымских татар.

Казалось бы, можно просто танцевать, но для руководителей Асылъяра этого оказалось мало! К танцам со временем присоединилось и пение — татарские песни прекрасно сочетаются с танцами. Лариса Алековна сама замечательно профессионально поет, она обучает ребят вокалу, в репертуаре народные и эстрадные песни, обработки народных мотивов. Когда в коллектив пришел новый аккомпаниатор заслуженный артист Удмуртской Республики Сергей Николаевич Тепин, стало ясно, что его профессионализма достаточно для расширения спектра занятий. Сергей играет на нескольких инструментах, в том числе татарских народных, т.к. является музыкантом оркестра удмуртской филармонии. Детям было интересно узнать больше о музыке, и появилась идея учить ребят играть на разных фольклорных  инструментах. Так танцы и обрядовые сцены «Сабантуй», «Навруз», «Яшьлэр уеннары», «Карга боткасы», прекрасно обогатились живой игрой на таких национальных сокровищах, как думбыра, курай, гармун, шумовые инструменты.

И это еще не все! В образцовом ансамбле все должно быть аутентичным, настоящим. Все костюмы проектируются и шьются, согласно историческим рисункам и правилам, по которым кроили и шили наши прабабушки. В прошлом году пришла новая идея: в ансамбле открылся кружок декоративно – прикладного творчества. Руководитель кружка Разиля Раисовна Мубаракова. На занятиях рассказывается о культуре татар: национальная одежда, украшения, предметы жизни и быта, история татар и других народов изучается через творчество.

Уже десятый год в  ансамбле занимаются дети и подростки, начиная от 4х лет до 18 лет, количество участников постоянно растет, родители (татары, русские, удмурты) с удовольствием приводят детей. Участники приходят из татарских и смешанных семей, изучают танцы, песни, язык, музыку и прикладное искусство. Ребята постарше считают себя татарами, несмотря на смешанные семьи, учат язык и культуру, помогают малышам. За время работы у ансамбля накопилось очень много наград с всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. По мнению руководителя ансамбля Ларисы Алековны Гайнутдиновой, культуру надо изучать глубоко и всесторонне. Именно поэтому дети не только танцуют и поют, они так же учатся музыке и игре на национальных инструментах, изучают одежду и быт татарского народа.

Можно много говорить, выступать на трибунах с патриотическими речами, писать серьезные статьи, переживать, что язык и культура в опасности. А можно вот так, на своем месте делать огромную и важную практическую работу, результатом которой можно любоваться на сцене и в жизни: мальчишки и девчонки несут красоту татарского языка, песен, танцев и музыки зрителям, а потом передадут это своим детям. Уже сейчас старший семнадцатилетний сын Ларисы Алековны Артур преподает танцы младшим мальчикам ансамбля. Если таких ансамблей и кружков будет больше, татары смогут сохранить и язык, и культуру, и свою идентичность. 

0

Сокращая расстояния. Москва – Сарапул. Татар Йорты


Купеческий город Сарапул всего в часе езды от столицы Удмуртской республики Ижевска. В переводе с чувашского «сарапуль» значит «желтая рыба», т.е. стерлядь. Именно стерляди стоит памятник на красивой набережной города. Один из старейших и успешных городов Прикамья выгодно расположился на правом берегу Камы, а первые упоминания как о городе относятся к началу XVIII века. Развитие пароходства в XIX веке сделало Сарапул богатым и популярным, он стал некоронованной столицей среднего Прикамья. Здесь сосредоточилась административная и культурная жизнь всего уезда, в городе работали было около сорока общественных организаций. А местные купцы – Смагины, Шитовы, Ижболдины, Курбатовы, Бодалёвы были известны всей России. Хлеб, кожа, обувь, лес – местным предпринимателям было чем торговать. В статьях о городе нашлись интересные цифры конца XIX века: на общее население в примерно 50 000 человек, в Сарапуле было 7000 татар и 18 мечетей! На сегодня в городе две мечети, из ста тысяч человек населения татары составляют около десяти процентов, занимая второе место по численности, но история татар в Сарапуле начинается очень-очень давно. Приятно, что и сегодня татары стараются сохранить свою культуру и язык, здесь есть активисты-общественники, местная автономия, татарский цетр, музыкально-танцевальные ансамбли. Например, в Сарапуле есть Татар Йорты, Центр татарской культуры. К слову, в Ижевске у татар своего места до сих пор нет.

Штаб татар Москвы приехал в Сарапул и, конечно, посетил гостеприимный татарский дом. Уже с порога гостей встречали песней под гармошку в национальных костюмах, с чаем и сладостями. Прохладная осенняя погода тут же забылась от теплого приема и дружеской атмосферы. Татар Йорты образовался совсем недавно энтузиастами, которым хотелось иметь уютное место, где татары всех возрастов смогут изучать родной язык, петь песни и танцевать национальные танцы, организовывать концерты и национальные праздники. Сейчас в татарском доме занимаются два ансамбля – «Мирас» и «Чулман», под руководством Маулиды Файрузовой и Ильназа Садыкова. Ансамбли уже ездят на конкурсы и занимают почетные места, причем среди участников есть и русские ребята, им нравится татарская культура и музыка. Планов много: уроки татарского языка, концерты, фестивали, конкурсы, поездки, лишь бы наладилась обстановка с пандемией.  

Маулида Ильгизовна рассказала, что не все, конечно, просто у Центра татарской культуры, еще предстоит облагородить помещение, ансамблям требуются костюмы и обувь, можно сказать, все делается с миру по нитке: помогают родители, сами взрослые участники, спонсоры. Два года еще совсем немного, тем более, на полгода жизнь в городе совсем замерла, собираться и репетировать начали только в сентябре. Маулида Ильгизовна отметила, что Татар Йорты стал настоящим домом для тех, кто неравнодушен к будущему своей нации, и сейчас все полны энтузиазма сохранить это пространство для творчества и обучения, трудности всегда есть, но вместе их можно преодолеть.

Штабу татар дала небольшое интервью Светлана Шаиховна Бурганова, ветеран татарского общественного и культурного движения Сарапула, которая уже 30 лет занимается работой по сохранению родного языка и привлечению татар к активной жизненной позиции.

ШТ: Светлана Шаиховна, когда все начиналось, какими были ваши первые дни на общественной работе?

СШ: Точно уже и не вспомнить, в 1989 – 1990 годах мы организовали первую общественную организацию Татарский общественный центр, и с тех пор я активно хожу на все мероприятия, участвую в нашей татарской жизни. Подобные организации были в Сарапуле и до советского периода, татары всегда были активной нацией. Мне понравились активисты, с ними было интересно, и с пожилыми, и с молодыми людьми.

ШТ: У вас в прошлом году был 30-летний юбилей общественной жизни! Вас, наверное, знают все татары Сарапула.

СШ: Возможно, и знают, мы много мероприятий всегда проводили и проводим. Сначала мы занимались в доме культуры ЗИО (Завод им.Орджоникидзе), сейчас это Радиозавод, там было много кружков, ансамблей. За прошедшее время сменилось много председателей движения, со всеми было интересно работать, каждый вносил что-то свое. Кроме культуры мы занимаемся еще и родным языком, который приходят учить люди разных национальностей, так что стараемся сочетать все направления: и песни, и танцы, и язык. И главное наше мероприятие это, конечно, проведение городского Сабантуя, который проходит очень неплохо.

ШТ: Сарапул очень уютный, приятный город с сохранившейся исторической архитектурой, хотелось бы однажды посетить ваш Сабантуй. Светлана Шаиховна, а есть разница между тем, как все обстояло с национальным движением 30 лет назад и сейчас? Что вы скажете об этом?

СШ: Да, конечно, разница большая, я это хорошо чувствую. Когда все начиналось в начале 90-х, все были очень дружные, весь народ сплоченно занимался работой, все старались внести свою лепту в организацию мероприятий, всем было интересно. Мы ходили из дома в дом, приглашали на уроки татарского, и нам всегда открывали, приглашали в дом, воспринимали дружелюбно. Бывало так, что татарские семьи отказывались учить татарский, а смешанные семьи наоборот, с удовольствием приходили на уроки. Сейчас все словно заперты в своих домах и не стремятся к общению, к объединению, возможно, объяснить это можно тем, что все сидят в смартфонах и компьютерах.

ШТ: Конечно, сейчас очень много смешанных семей, и Сарапул не исключение. Скоро будет перепись населения, здесь в Сарапуле ведется какая-то деятельность, мероприятия, разъяснительная работа, чтобы люди записывали себя татарами?

СШ: Наш татарский центр старается проводить такие мероприятия, на занятиях татарским языком мы стараемся привить любовь к родному языку и культуре. У нас даже и русские ученики бывают. Ну. И, можно сказать, что все наши встречи они посвящены тому, чтобы популяризировать все, что связано с татарами, повышать национальное самосознание.

ШТ: Вы сами увлеклись и изучали удмуртский язык, чтобы понимать, о чем люди говорят и над чем весело смеются. Желаем татарам Сарапула с вашей помощью, и с помощью всех активистов татарского общественного движения захотелось понимать родной язык и культуру, петь красивые татарские песни и нести эти знания дальше. Спасибо большое!

Время встречи с Татар Йорты пролетело очень быстро, играла гармонь, звучали душевные песни в исполнении ансамбля «Мирас», детский ансамбль «Чулман» показал танцы и спел одну из самых наших любимых песен «Эй, туган тел». Непростые сейчас времена, и, несмотря на это, не стоит терять активный настрой, татарская нация пережила очень много в своей истории и вместе с историей земли, на которой давно живет. Благодаря таким неравнодушным людям история эта не останавливается, пусть их будет больше, пусть присоединяется молодежь и несет нашу богатейшую культуру дальше, в будущее. 

Лилия Гадель

 

Интертат

http://tatarnews.ru/articles/10908

0

«Рухи гонорар бирде ул безгә» — Казанда Рәшит Әхмәтов хөрмәтенә Коръән ашы узды

26 октябрьдә Нариман урамында урнашкан Милләт йорты бинасында «Звезда Поволжья» газетасының баш мөхәррире, күренекле журналист Рәшит Әхмәтов истәлегенә Коръән ашы узды. Кичәдә Рәшит абыйның туганнары, дуслары аның рухына багышлап дога укыды һәм хатирәләрен сөйләде.

 Рәшит Әхмәтовка багышланган кичәне мәрхүмнең дусты, фикердәше, Мәскәү татарлары штабы рәисе Рөстәм Ямалиев оештырды.

 
 

Мәүлид ае башлану уңаеннан Коръән сүрәләрен һәм Мөхәммәд (с.г.в.) Пәйгамбәрне зурлап, салаватларны «Иске Таш» мәчете имамы Рамил хәзрәт Юныс укыды. Кичә башланганчы, мәрхүмнең улы — Руслан Әхмәтов «Татар-информ» хәбәрчесенә үзенең әтисе һәм газетаның эшчәнлеге турында сөйләде.

Руслан, «Звезда Поволжья» газетасы хәзер нихәлдә?

Газета, гадәттәгечә, нәшер ителә. Хәзер иң авыры — сәяси мәкаләләр бастыру. Мөгаен, газетада сәяси темаларга кагылышлы мәкаләләр азрак урын алыр. Шуңа да карамастан, материал туплана бара. Яңа елга кадәр шушы юнәлешне алып барырбыз дип уйлыйм.

Рәшит абый авырып киткәч, үз-үзегезне кулга ала алдыгызмы?

Әти бу кадәр авырып ятар дип һич кенә дә күз алдына китермәдем, чөнки ул күп авыруларны җиңел генә үткәреп җибәрә иде. Янына килгәч, хәлен күреп шаккаттым: әти тәмам хәлсезләнгән иде. Авыруны җиңеп чыгар дип өметләндек, ләкин пәнҗешәмбе көнне аңа шалтырата алмадык, икенче көнне янына баргач, реанимациядә ятканын күрдек.

Әти вафатыннан соң дөньям ике халәткә үзгәрде. Әлбәттә, син бу күренешкә алдан әзер була алмыйсың. Беребез дә мәңге түгел, әти, әйтик, бер 20 елдан соң гына китәр дип уйлаган идем.

Алдалыйсым килми, әтинең үлемен җиңел кичермәдем, стресс та, шок та булды. Әмма әти мине «җан ул — үлемсез» дип, өйрәтеп калдырды. Дини китаплар укып, тынычлана алдым. Үлем — гадәти хәл түгел.

Әтиегез дингә ышана идеме?

Әйе. Дин аның өчен терәк иде. Суфичылыкны үз итте. Әти мине дөрес юлга юнәлтмәсә, начар хәлгә калган булыр идем.

 

Рәшит абыйның өлгерми калган эшләре булдымы?

Әти газетаның контентын эшләде, мин версткасын ясадым. Шулай да әтинең идеяләреннән тайпылмаячакбыз. Аның мәкаләләре тулы бер фәлсәфәгә әйләнде. Ул хастаханәдә ятканда татар медицинасының күренешләрен тасвирланган мәкалә чыгарырга теләде. Аның бу теләген тормышка ашырырбыз дип уйлыйм.

Әти татар телен камил дәрәҗәдә белмәсә дә, мине татар телендә белем бирүче 2нче гимназиягә укырга бирде, татар теленә ихтирам белән карарга өйрәтте.

 
 

«Үз вакытында авызыңны ачып рәхмәт әйтә белү безнең традициядә юк»

Искә алу кичәсендә дога кылынды. Кичә вакытында Рәшит Әхмәтовка вафатыннан соң «Роза мира» Халыкара алтын медале тапшырылды.

«Югалткан кешеләрнең бәясен белү өчен йөз ел вакыт кирәк. Рәшиткә бәя бирү әле башланды гына. Үз вакытында авызыңны ачып рәхмәт әйтә белү безнең традициядә юк. „Роза мира“ медале Рәшит Әхмәтовка үз вакытында бирелми калды. Шушы бүләк аның исемендәге музей ачылуга бер этәргеч булыр», — диде Дөнья мәдәнияте институты (ЮНЕСКО) ректоры Энгель Таһиров, бүләкне улы Русланга тапшырып.

 
 

Әлеге бүләк Рәшит Әхмәтовка заманча журналистикада, фәнни-публицистик «Звезда Поволжья» газетасын чыгаруда эшләнгән интеллектуаль-гражданлык-әхлакый батырлыгы, шулай ук кешелеклелек, толерантлык, халыклар, мәдәниятләр, цивилизация идеяләрен һәм кыйммәтләрен раслауга зур өлеш керткәне өчен бирелде.

 
 

«Төньяк Европаның күркәм гуманизм идеяләрен Татарстанга кайтарды»

Алга таба кичә барышында Рәшит Әхмәтовның фикердәшләре аның турында истәлекләре белән уртаклашты.

Кичәнең алып баручысы, тамада Гамил Нур Рәшит Әхмәтовны Идел буенда яшәүче күпмилләтле халыклар арасында сирәк очрый торган иң зыялы шәхес дип санавын әйтте:

 
 

Аның ярдәмендә халыкларыбыз онытып бетерә язган һәм Совет чорында югалткан күркәм сыйфатлар кире кайтты. Бу — демократия, кеше хокукларын яклау, гаделлек принциплары һәм шул ук вакытта туган җирне хөрмәт итү.

Гадәттә, Россия халыклары үзләрен кимчелекле яки икенче сортлы халыклар дип сизә. Рәшит Әхмәтов — татар халкына бар халыкның француз, инглиз, яһүд, рус милләте кебек үк бер дәрәҗәдә акыллы, белемле, мәдәниятле һәм бар хокукларга лаеклы икәнлеген исбат итә алган кеше. «Идел буе йолдызы» термины гына да толерантлык, милләтара дуслык, хезмәтне хөрмәт итү кебек сыйфатларны үз эченә алды. Ул Төньяк Европаның күркәм гуманизм идеяләрен Татарстанга кайтарды.

«Күптөрле фикерле кешеләргә газетасында урын бирде»

Татарстан мәгариф һәм мәдәният хезмәткәрләре ассоциациясе президенты Марат Лотфуллин Рәшит Әхмәтовны 1980 еллар ахырыннан белүен сөйләде:

 
 

Талантлы журналист: аналитик материаллар бирә иде, кызганыч, бездә башка андый журналистлар юк. Аның кебек популяр һәм актуаль булган татарларны күрсәткән рус телендәге мәгълүмат чаралары булмады. Кызганыч, әле дә юк. Газетаны чыгарырга булышу өчен аңа дәүләт бер тиен акча бирмәде. Рәшит Әхмәтов дәүләттән бер бүләк тә алмады, ә ул татар халкына искитәрлек зур хезмәт күрсәтте.

Татарстанга һәм татарларга Россиядә хокукларын тәэмин итү өчен, рус халкы белән мөнәсәбәтне яхшыртырга һәм аларга Россиядәге халыкларның хәлен аңлатырга кирәк булды. Рәшит Әхмәтов бу эшне бик оста башкарды. Күптөрле фикерле кешеләргә газетасында урын бирде.

Шәхси газетаны алып бару хәзерге заманда җиңел эш түгел, киләчәктә аның улы бу эшне уңышлы дәвам итәр дип уйлыйм. Ул татар халкын конкурент була алырдай халык итеп күрсәтүгә иреште.

«Һәр татар журналисты һәм галиме „Звезда Поволжья“ газетасында басылуны дәрәҗәгә санады»

Татарстанның атказанган сәнгать эшлеклесе, язучы Рабит Батулла:

 
 

«Звезда Поволжья» газетасын иң беренчеләрдән булып өстәгеләр: «Минем турында язмадылар микән?» — дип укый. Рәшит кара шовинистларның мәкаләләрен дә, татар милләтчеләренең язмаларын да бастыра иде. Шуннан чыгып, укучы кайсы хаклы икәненә үзе нәтиҗә ясый белде, Рәшит шуның белән отты. Ул татарларны яклыйм әле дип, кычкырып, шигарь дә ташламады, дөресен әйткәндә, үзебезнең кеше иде.

Аны күп мәртәбәләр хөкемгә тарттылар, суд юлын күп таптады. Барыбер җиңеп чыкты. Ул халык арасында ыгы-зыгы кузгатмады, ә дөреслекне сөйли һәм эзли иде. Улы Русланны гаделлек яклы булырга өйрәтеп калдыргандыр дип уйлыйм. Һәр татар журналисты һәм галиме «Звезда Поволжья» газетасында басылуны дәрәҗәгә санады, горурланды. Бассын гына, гонорар өмет итеп йөрмәдек. Рухи гонорар бирде ул безгә.

«Ихтыяри көче булган күпчелек шәхесләргә сүлпәнәергә ирек бирмәде»

Татарстан һәм Россия сәясәтчесе Фәндәс Сафиуллин үзенең эшчәнлеген «Звезда Поволжья» газетасы аркылы дәвам иттерә алуын билгеләп үтте:

 
 

14 ел сөйләп күнеккән трибунаны шушы газета алыштырды. Милли аңы, дәрте, көрәш тойгысы һәм ихтыяри көче булган күпчелек шәхесләргә сүлпәнәергә ирек бирмәде. Шушы газета аша фикерләрне җиткерә алу аркасында, җәмәгатьчелегебез сүнмәде. «Здезда Поволжья» — телебезне саклап калучы газета булыр дип уйлыйм.

 
 

Чарада шулай ук татар галиме Индус һТаһировлар, Милләт йорты директоры Рәүф Хәсәнов, «Ватаным Татарстан» газетасы журналисты Рәшит Минһаҗ, Татарстанның халык артисты Миңгол Галиев, «Аксу» студиясе җитәкчесе Рөстәм Сәрвәров һәм башка татар зыялылары катнашты.

Интертат: https://intertat.tatar/news/society/28-10-2020/ruhi-gonorar-birde-ul-bezg-kazanda-r-shit-hm-tov-h-rm-ten-kor-n-ashy-uzdy-5781656

0

В штабе татар взяли отношения под прицел

Штаб татар Москвы часто проводит образовательные мероприятия. Традицией стало приглашать психологов и поднимать жизненно-важные вопросы для обсуждения. На прошлой неделе был приглашен практикующий психолог Марат Абдуллин. А тема семинара  была самой животрепещущей  «Он и Она. Встреча сердец». Если в начале кто-то ожидал обычного выступления, то уже на пятой минуте стало понятно: участвовать в разговоре будут все. 

Провокационные вопросы, подробный разбор понятий, к которым мы все привыкли, размышления вслух – вот что предстояло собравшимся. И первый вопрос, на который пришлось отвечать практически каждому – что такое отношения? Варианты были самые разные: от «быть в тандеме», «желать прикасаться», «уважение» до «терпеть и ненавидеть». Марат поделился своей метафорой для отношений, для него это костер, в который каждый должен подкладывать дрова, чтобы он продолжал гореть, причем, равноценно участвовать в этом процессе. Отношение – это, прежде всего, труд, и с этим никто не спорил. Марат Абдуллин так же объяснил природу агрессии с точки зрения психологии. Это нарушение личного пространства другого человека, своеобразное вторжение на территорию, в том числе, и нарушение границ тела. Для слушателей, возможно, было странным услышать, что банальные смс сообщения — это тоже проявление агрессии. Дальше психолог пояснил, что для любого взаимодействия важна смелость, она требует определенного уровня агрессии, и смелость необходимо тренировать. Именно этим и было предложено заняться всем участникам семинара, задавая и отвечая на вопросы, потому что отношения невозможны без способности строить диалог.

Очень полезно было то, что по ходу семинара Марат кратко и просто объяснял некоторые психологические термины и понятия. Например, разницу между чувствами и эмоциями: чувства это то, что мы испытываем длительно, а эмоция испытывается в моменте. Или как важно отделить человека от поступка. Отвечая на поставленный в начале семинара вопрос, Марат перечислил три важнейших критерия наличия отношений: это когда есть чувства к человеку, совместные планы на будущее и влияние состояния одного человека на другого. Среди молодых людей кто-то тут же произнес слово «зависимость». Для Марата Абдуллина это стало поводом развить тему созависимых и токсичных отношений, почему такие отношения случаются, что в них происходит. Следующей темой обсуждения стала ложь, как ее распознать. Психолог перевел этот вопрос в то, как так получается, что отношения строятся на лжи. И здесь был затронут такой аспект как ожидания от другого человека и необходимость им соответствовать. Тема личности, самости, собственного взгляда на жизнь, увлечений, ценностей и предпочтений являются самыми важными в построении отношений. Стесняясь, подстраиваясь, ломая себя, мы не только сами взращиваем ложь, но и просто разрушаем отношения. Да, это вроде бы ложь во спасение, но получается так, что один человек не может быть собой, а другой человек  живет в иллюзии. Один из двух однажды не выдержит этого. Только готовность принимать человека таким, какой он есть, не виня, не стыдя, не осуждая, создает доверие, поощряет искренность. Если человек искренне раскрывает какую-то из своих сторон, а партнер отвергает, не принимает, вгоняет в чувство вины, то отношения развивают по нездоровому сценарию. Отношения на обиде и чувстве вины очень частая картина в современном мире, это вариант токсичных отношений. И власть при этом у того, кто обиделся. К сожалению, порой вся семейная жизнь строится в порочном круге.

Очень активно участники семинара отвечали на вопрос: что мешает построить отношения? Называли внутренний комфорт, свободу, независимость, бюджет, эго,  гордость, поиск идеала, перфекционизм, страх отвержения.  Психолог разобрал эти понятия, особенно перфекционизм и его  несостоятельность. Заострил внимание на важности критериев выбора, которые нужно знать. А это значит понимать себя, свои желания и приоритеты, быть осознанным и ответственным за каждый свой выбор.

Получился интерактивный разговор, целью которого было поразмышлять над темой отношений, поделиться  собственными взглядами на эту тему. И если сначала большинство стеснялось делиться своими мыслями, то мастерство Марата Абдуллина позволило постепенно раскрепостить и разговорить очень многих молодых людей и девушек. В итоге дискуссия получилась довольно подробной, и все остались очень довольны.

Любые мероприятия в штабе – с психологами, учеными, военными, хазратами, историками – всегда имеют цель консолидировать людей, развивать и расширять татарское сообщество умных, интересных, мыслящих личностей. Для штаба татар Москвы всегда важно наполнить встречи смыслом, чтобы уходя из штаба, человек унес с собой что-то полезное: знания, мысли, понимание какого-то вопроса. Особенно это важно для встреч с молодежью. У штаба есть идеология и большие цели: объединять татар, создавать среду для общения и взаимодействия, сохранять татарский язык и культуру, беречь свои традиции.

 

http://tatarnews.ru/shortnews/20966

0

❕ в Казани прошел вечер памяти Рашита Ахметова.

До сих пор не верится, что легендарный главный редактор «Звезды Поволжья» оставил этот мир. В Миллят Йортыприехали друзья, коллеги, родные, около восьмидесяти человек, гостей было бы вдвое больше, но времена диктуют свои условия.

В начале вечера выступил имам мечети «Иске Таш» Рамильхазрат Юнусов, он рассказал, что  работал, сотрудничал, дружил с Рашитом Ахметовым, прочитал дуа, поделился своими мыслями о духовных задачах сегодняшнего дня.

В первой части вечера гости вспоминали всех, кто дружил с Рашитом Ракиповичем, с кем были связаны его годы молодости, свидетелей  первого успеха как журналиста, помощников во времена проблем, друзей по увлечениям, соратников по убеждениям. Было рассказано много трогательных историй из жизни: как ходили на рыбалку, жили в общежитии, справлялись с  трудностями. У каждого нашлись очень теплые воспоминания о человеке, которого по праву называют «настоящим рыцарем татарстанской журналистики». Вот только несколько очень известных людей, которые поделились своими воспоминаниями: академик Индус Тагиров и его брат, профессор Энгель Тагиров, депутат ФандасСафиуллин, президент ассоциации «Магариф» Марат Лотфуллин, руководитель штаба татар Москвы Рустэм Ямалеев, писатель и режиссер Рабит Батулла,руководитель миллятЙорты и председатель Совета Старейшин ВКТ Рауф Хасанов, певец и педагог Мингол Галиев и другие. На вечере было три камеры, все рассказы и выступления были сняты, чтобы к 40 дням сделать фильм-репортаж о «человеке без страха и упрека», которого будет помнить весь Татарстан.

К сожалению, очень часто получается, что знаки внимания, слова поддержки и награды приходят не тогда, когда они очень нужны человеку, живущему сложную жизнь борца и трибуна, а только после смерти. Настоящую ценность живущего рядом человека мы познаем, когда его теряем. Так получается и с Рашитом Ахметовым. Журналисту не успели вовремя вручить медаль «Роза мира». Рашиту Ахметову была присуждена международная  золотая медаль в номинации «Золотое руно нации» за современную журналистику, издательство научно-публицистической газеты «Звезда Поволжья», а так же за огромный вклад в пропаганду идей гуманизма, человечности и толерантности, за распространение культурных и научных знаний человечества. Награду с благодарностью принял сын журналиста, Руслан Ахметов. «Наша надежда на тебя, Руслан. Надеемся, откроется музей Рашита Ракиповича, пусть эта медаль будет стимулом для открытия музея» — сказал ЭнгельТагиров. 

Рашит Ракипович никогда не был равнодушен к существующей действительности, стратегии развития нации, будущему своей республики. И первая часть вечера его памяти плавно перетекла в обсуждение важных и значимых задач текущего момента. Гости обсудили послания президента, предстоящую перепись населения, проблемы взаимодействия с Башкортостаном, национальные вопросы, которые в последнее время остро и активно обсуждаются в Казани. Как же не хватает сейчас четкой и понятной позиции Рашита Ахметова, его правильно подобранных аргументов, собственноручно проверенных фактов и чувства юмора. 

Работа Рашита Ахметова была всегда связана с самыми горячими событиями в Татарстане, России и мире. Он не мог остаться в стороне, его совесть, ум и дар видеть глубже и шире, чем многие, сделали из него уникального человека. Талантливо и глубокомысленно писать о политике, общественной жизни, социальных проблемах, новостях культуры и вопросах науки могут лишь единицы. А делать это тонко, интеллигентно, остроумно и бесстрашно мог только Рашит Ахметов. Верный своим убеждениям и принципам, всю свою жизнь РашитРакипович смело и уверенно отстаивал свою позицию и защищал свою точку зрения, за что его уважали абсолютно все. Такого упорства и твердости духа в нашем стремительно меняющемся мире уже почти ни у кого не осталось. Общественно-политическая газета «Звезда Поволжья» стала демократической площадкой для разных мнений, сплотила вокруг себя интеллектуальную и культурную элиту, но за каждым номером газеты чувствовалась душа и сердце ее издателя. 

Рашит Ахметов оставил свой след в истории Татарстана, в отечественной журналистике, его общественное и общечеловеческое наследие нам еще предстоит открыть и понять. Кроме издательской и писательской деятельности была и активная  общественная жизнь, участие в работе общественных организаций, встречи с молодежью, на которую Рашит Ракипович имел большое влияние, были поездки в Москву, связанные с запретом на изучение татарского языка и многое-многое другое. Его по праву можно назвать настоящим журналистом-просветителем, которому был важно повышать уровень культуры, образования и мышления читателей.

Сыну Рашита Ахметова Руслану предстоит взять дело отца в свои руки. Большая ответственность и большая честь. Хочется пожелать Руслану такой же мощной жизненной силы и внутреннего стержня, чтобы стать достойным наследником и продолжателем труда всей жизни Рашита Ракиповича.  

Вечер получился настолько насыщенным и идеологически наполненным, что гости долго не могли разойтись. Можно сказать, что это был новый формат мероприятий такого плана: память об удивительном человеке связала вместе неравнодушных людей, которым есть что сказать, чем поделиться, людей, которые будут нести идеи и дело РашитаАхметова дальше. 

Инициатором вечера стал Штабом татар Москвы, с которым Рашит Ахметов долго и плодотворно дружил. Большая благодарность руководству и персоналу «Миллят Йорты» и компании «Аксу», мероприятие прошло на высоком уровне. Спасибо всем, кто откликнулся и приехал. 

Мероприятие прошло  соблюдением необходимых санитарных норм.

 

 

0